Atlantic Council: Украине нужен кнут и пряник, чтобы она смогла победить коррупцию
Александр Данилюк:
Не существует волшебного средства, когда речь идет о том, как победить системную коррупцию в какой бы то ни было стране.
Несмотря на множество возможностей, Украина не смогла добиться экономического успеха из-за глубоко укорененной коррупции, которая нивелирует положительный эффект многих сложных реформ, которые нам с большим трудом удалось провести с момента обретения независимости.
С 2014 года в Украине была построена совершенно новая антикоррупционная инфраструктура, призванная заменить старые коррумпированные институты. Национальное антикоррупционное бюро является правоохранительным органом, который расследует коррупцию и готовит дела к судебному разбирательству. Национальное агентство по предупреждению коррупции является государственным органом, который тщательно проверяет электронные декларации государственных служащих и контролирует финансирование политических партий. Сейчас создается Высший антикоррупционный суд.
Читайте также: Последний форпост газовой коррупции
Но дало ли результат внедрение этих новых институтов? Нет, и наивно ожидать иного, учитывая наличествующее яростное сопротивление. Ни одного мошенника высокого уровня не посадили в тюрьму, и это вызвала публичную дискуссию о том, не слишком ли большой акцент сделан на построении карательной системы при недостаточной профилактике. Тем не менее, Украина не в том состоянии, чтобы выбирать, хочет она получить результат или нет.
За последние пять лет мы видели успешные примеры применения политики по предотвращению коррупции, но они редки, поскольку такого результата добиться трудно.
Мы перехитрили наших коррумпированных и влиятельных противников, внедрив прозрачный реестр возмещения НДС на веб-сайте Министерства финансов. В прошлом возврат НДС был "золотым дном" для коррумпированной политической элиты. Новый веб-сайт предоставил бизнесу эффективный инструмент, который сделал невозможным незаметное вмешательство. Платежи по НДС автоматически снимаются через тридцать дней после подачи, что исключило возможность для Государственной фискальной службы задерживать платежи. Это был "политический шедевр", но впечатление, что это был легкий в реализации проект, который все, за исключением представителей "системы", поддерживали, ошибочно. "Система" не является анонимной. Она состоит из людей, и часто очень влиятельных людей, которые пытаются помешать хорошим делам.
Мы столкнулись с сопротивлением и угрозами изнутри. Неудивительно, что многие люди не желают идти этим путем. Проект саботировал Роман Насиров, глава ГФС, которому было предъявлено обвинение в мошенничестве на сумму в 2 миллиарда гривен (70 миллионов долларов). Мне пришлось вступить в прямое противостояние с Насировым, что означало объявление войны всей политической элите. Я даже не могу себе представить, каким был бы результат, если бы не поддержка НАБУ, которое арестовало Насирова за его коррупционную деятельность.
По мере того, как украинцы начинают оценивать последние пять лет и задумываться о том, достаточен или недостаточен достигнутый прогресс в борьбе с коррупцией, важно помнить о трех принципах:
Во-первых, для того, чтобы доказать серьезность своих намерений, правительство должно ввести соответствующие меры наказания для коррумпированных чиновников. Украинцы справедливо ожидают этого, поскольку коррупция отняла их будущее и надежду на процветание.
Во-вторых, профилактика имеет свои пределы, и не все можно предотвратить. Например, были предприняты шаги по сокращению возможностей для коррупции среди судей, включая введение автоматического распределения дел, которое должно было разрушить установившиеся коррупционные отношения. Однако истеблишмент научился действовать в обход. Та же картина наблюдается в других случаях. Полиция не может предотвратить все преступления, и угроза наказания действует как сильный сдерживающий фактор.
В-третьих, предотвращение коррупции может происходить только при внедрении надлежащей политики, поэтому оно зависит от политики, которая часто коррумпирована и защищает сама себя. Кроме того, антикоррупционная политика всегда может быть отменена.
Читайте также: Опасности законопроекта №9055. Почему это не реформа, а коррупция и усиление диктата силовиков
С другой стороны, наказания без предупреждения тоже нет. Я не могу доказать это, основываясь на украинских примерах, поскольку до сих пор не было наказаний. Между тем, некоторые уроки может преподать Румыния. В этой стране многие влиятельные персоны были заключены в тюрьму за коррупционные преступления, в том числе бывшие премьер-министры и министры. Это не положило конец коррупции. Коррупция слишком прибыльна, слишком большой соблазн. Это также отправляет неправильное сообщение: если тюремное заключение не останавливает коррупцию, наказания недостаточно.
Украина нуждается и в предупреждении, и в наказании, чтобы, наконец, обуздать пандемическую коррупцию. И то, и другое одинаково важно и взаимозависимо, и Украине необходимо надлежащим образом создать независимый Антикоррупционный суд и вывести из тупика отношения между Специальной антикоррупционной прокуратурой и НАБУ, в который из завела политическая зависимость руководства Специальной антикоррупционной прокуратуры, уничтожившая доверие. Кроме того, нам необходимо внести законодательные изменения, которые уменьшат пространство для коррупции. Это не будет легкой прогулкой.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Перевод – Андрей САБАДЫР, специально для UAINFO
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки