На наших глазах Кабмин и ВРУ разрушают экономические модели, действовавшие последние два десятка лет
Куда несемся? Кабмин и ВРУ движутся по каким-то своим законам, западным инвесторам и особенно МВФ их не понять.
Всё, жизнь не по средствам закончилась. Сегодня на наших глазах рушатся экономические модели, действовавшие у нас последние 1,5-2 десятка лет и ориентированные на высокие уровни потребления. Еще в прошлом 2018 году, когда госдолг составил 2,17 трлн. грн. или 78,3 млрд. долл. США, эти модели практически перестали работать. Уже не хватает даже кредитных денег МВФ и заемных средств от размещения облигаций госзайма (ОВГЗ), чтобы в течение 2019 года выплатить 14,2 млрд. долл. США или 417 млрд. грн. госдолга. Поэтому Кабмин, несмотря на выборы-2019, стал резко повышать цены на энергоресурсы, тарифы ЖКХ, а также урезать социальные расходы и снова занимать в долг (в январе Минфин привлек в госбюджет 41,7 млрд. грн. за счет ОВГЗ), соответственно, для поддержания потребления вообще не осталось ресурсов.
Какой напрашивается вывод? Наш истеблишмент получил в свои руки средства, которыми не умеет пользоваться в интересах всего государства. Он не умеет управлять тем, что оказалось ему подвластно. И самое главное, он не способен осуществить транзит украинской экономики в новое качество. Плюс эта проблема обостряется еще двумя вещами. Во-первых, - это дальнейший рост массовой трудовой миграции. Во-вторых, - ускорение оттока капитала из Украины. И у меня такое подозрение, что со стороны КМУ и ВРУ потеряна управляемость этими процессами. Что делать? Ответа у политических лидеров нет, все кивают на МВФ. В этой связи надо честно признать, что этот кризис у нас можно смело отнести к категории явлений, не имеющих аналогов и кардинально меняющих существующий порядок, все политические и экономические устои.
Поэтому к его анализу, осмыслению и преодолению нужен неординарный подход, пересматривающий все старые догмы и стереотипы. В этой связи непродуктивно искать только одних виновных. Намного важнее сосредоточиться на определении дефектов устаревшей системы, породившей столь мощные катаклизмы, а главное - на поиске путей их полного устранения. При этом, понимая, что сегодня никакие стратегии, концепции и программы уже не могут считаться продуктивными и эффективными, если они не предусматривают обновления и развития национальных рынков и в целом экономики Украины. К примеру, давно в ожидании перемен стоят у нас биржи, так как, в частности, аграрный рынок очень нервно реагирует на долговые проблемы страны.
Что делать? Уменьшать и далее дефицит государственного бюджета или стимулировать спрос в аграрном секторе в преддверии нового сезона? Что делать? Не вмешиваться Кабмину и Верховной Раде, и аграрный рынок сам выровняет ситуацию? Проще говоря, развиваться по-старому нельзя, но тогда какая новая модель нужна для эффективного функционирования украинского аграрного рынка? Для этого кто-то должен что-то предложить, а для начала, как минимум, нужно объяснить, что сегодня происходит? И, прежде всего, как у нас формируются цены на биржевые аграрные активы?
Читайте также: Украина движется не в Европу, а совсем в другую сторону
Итак, сделки с сельхозпродукцией на украинском биржевом рынке составляют всего лишь немногим более 1%, тогда как в США – более 95%. У нас экспортеры-трейдеры зерна зарабатывают от этих сделок до 20% комиссионных, а в США – 2,2% - 2,3%. И только с принятием законопроекта №9035 «О рынках капитала» мы могли бы помочь сельхозоператорам (фермерам) не отдавать как минимум 10% от ими же заработанного, уменьшив комиссию посредников за счет прозрачного и справедливого формирования цены на биржевом аграрном рынке. Однако нардепы никак не хотят принимать этот проект Закона, подготовленный при технической поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), что позитивно отразилось бы на развитии украинского аграрного рынка, но уменьшило бы сверхдоходы крупных зернотрейдеров, а у них в Верховной Раде мощное лобби.
Лично мне кажется, что наши коррумпированные топ-чиновники не отдают себе отчет в том, что Украина могла бы стать как минимум региональным, а, возможно, через 15 – 20 лет и одним из мировых лидеров биржевой торговли аграрной продукцией. Другая задача, которую должен поставить Кабмин - это разработка и внедрение широкого спектра финансовых инструментов, позволяющих управлять ценовыми рисками долгового и аграрного рынков, а также выполнение представительских функций с целью создания равных условий для работы на биржевых рынках, обеспечения взаимодействия с региональными сельхозпредприятиями и инвесторами.
Читайте также: На сколько лет мы откатились в экономическом развитии
Потенциально у нас в Украине есть такие возможности. Но почему-то в правительстве и в Верховной Раде даже не пытаются думать такими категориями. Вот и сейчас, именно из-за отсутствия законопроекта №9035 «О рынках капитала» трудно спрогнозировать, что будет в 2019 году с ценами на аграрные активы? Наконец, как найти оптимальную структуру украинского аграрного рынка? И непонятно, какие решения по аграрному рынку и рынкам капитала до конца 2019 года примет КМУ и ВРУ, неизвестно – к каким последствиям они приведут? В тоже время аналитики иностранных компаний, работающие на украинских рынках, провели диагностику кризисного состояния нашей экономики, и пришли к следующим выводам:
- не были проведены структурные преобразования на национальных рынках капитала, до сих пор отсутствует соответствующая законодательная и нормативно-правовая база;
- укрепление роли государства на финансовом рынке, и особенно в банковском секторе вылилось в ослаблении конкуренции и росте нерешенных проблем;
- не решались, а загонялись вглубь проблемы долгового и фондового рынков, связанные с их крайне низкой эффективностью, а также организационной и технико-технологической отсталостью;
- по-прежнему не создан благоприятный режим для прямых иностранных инвестиций, наоборот, сохраняются очень привлекательные условия для спекулятивного капитала;
- продолжается рискованная кредитная политика, осуществляется слабый контроль над соблюдением требований законодательства, принципов ресурсной и учетной политики в ряде коммерческих банков;
- госрегуляторы не оказывают действенного реагирования на быстрое наращивание проблемных корпоративных заимствований и ухудшение качества обязательств;
- на рынках капитала едва ли не полностью отсутствует доверие субъектов хозяйствования друг другу и государству как арбитру и регистратору совершаемых сделок.
Данные выводы, к сожалению, делают бесполезными любые знания об экономических закономерностях и обесценивают любые, даже самые совершенные системы контроля и госрегулирования. Вот поэтому, в том числе, у нас по сей день отсутствует независимая судебная система, не обеспечивается неприкосновенность частной собственности, нет независимого от властей законодательного процесса. Рынок вроде бы и существует, но без конкуренции, поскольку в Украине свирепствуют монополии, как правило, с привлечением админресурса. Именно поэтому та реальная экономическая модель, которая сегодня функционирует у нас, в принципе не может быть эффективной.
А теперь с такими вызовами общество может лояльно прожить только короткое время – до зимы этого 2019 года. К ноябрю ресурс терпения у людей будет исчерпан, уж больно быстро растут протестные настроения из-за тяжелой экономической ситуации в стране. Пока же народ лишь угрюмо наблюдает за всем этим безграмотным руководством.
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки