Иран: один против всех, все против одного
Хасан Роухани
Сорок лет назад, 4 ноября 1979 года, в Тегеране произошел знаменитый захват американского посольства. На долгих 444 дня в заложниках оказались 52 американских гражданина. Операция по их освобождению весной 1980 года закончилась провалом: при столкновении вертолета и самолета погибли восемь американских военнослужащих. Очень нашумевшая история. И сейчас, десятки лет спустя, мы являемся свидетелями нового обострения в американо-иранских отношениях. Об этом пишет Haqqin.
Словно подарок к годовщине, президент Роухани сделал заявление о том, что Иран приступает к подаче на 1044 центрифужных установки фторида урана. Эта операция позволяет осуществлять обогащение урана. Условия заключенного в 2015 году соглашения запрещают это делать.
Иран и так отошел от разрешенных ядерной сделкой параметров. Она ограничивала уровень обогащения 3,67%, а сейчас он 4,5%. При ограничении в 300 килограммов, Иран уже владеет полуцентнером. Кроме того, Рухани сообщил о создании центрифуги, которая позволит производить обогащение в 50 раз быстрее, чем это делают устаревшие модели.
Читайте также: Иран заявил об увеличении темпов производства обогащенного урана
Эти шаги еще не означают какого-то радикального приближения Ирана к созданию ядерного оружия. Для ядерных взрывных устройств требуется обогащение до уровня в 90%. Но нарушением взятых обязательств Тегеран подталкивает европейских участников ядерной сделки, чтобы те оказали давление на США, которые вышли из соглашения и опять ввели в отношении Ирана тяжелые экономические санкции: страна не может получать прибыль от продажи основного своего богатства – нефти.
В то же время абсолютно непонятно, как в нынешней ситуации европейские союзники могут повлиять на позицию Дональда Трампа. Хотя покинул свой пост Джон Болтон, советник президента по национальной безопасности, выступавший за самый жесткий курс в отношении Ирана, нет никаких признаков, что позиция самого Трампа вдруг почему-то станет мягче. Его и так упрекают в том, что ослабление присутствия США в Сирии усиливает там и без того высокое влияние Ирана.
Между тем активная включенность Тегерана в региональные конфликты оборачивается нарастающими проблемами, и не только экономическими, хотя финансировать дорогостоящие военные операции за рубежом становится все более непосильной ношей.
Волна протестов в Ираке и Ливане, направленная в первую очередь против собственных правительств, имеет открытые антииранские обертоны. В Багдаде на площади Тахрир протестующие открыто скандируют «Иран - вон!», рвут плакаты с изображением иранских руководителей, а портрет генерала Кассема Сулеймани, командующего спецназом Корпуса стражей исламской революции, забрасывают обувью – крайняя степень оскорбления.
Протесты в Багдаде не прекращаются
Иран, взяв на себя обязательства по наведению порядка в соседней стране, с неизбежностью стал, наряду с собственным правительством, виновником проблем, когда чаемого порядка не оказалось. Очень много претензий к шиитской милиции, которая в первую очередь руководствуется указаниями из Тегерана, а не из Багдада, и ее жесткие методы подавления политических протестов вызывают гнев жителей Ирака.
Читайте также: Духовного лидера Ирана взяли в кольцо
Так, в городе Амарах на юге страны был похищен и исчез юрист, открыто критиковавший методы шиитской милиции. Протестующие в свою очередь убили командира одного из шиитских отрядов. Когда премьер-министр Ирака Адель Абдул-Махди заявил в ответ на протесты, что готов покинуть свой пост, вмешался Кассем Сулеймани и запретил ему это делать. Но, например, верховный аятолла Ирака Али аль-Систани выступил с осуждением любого внешнего вмешательства в дела Ирака.
Протесты сотрясают и Ливан
В Ливане глава правительства Саад Харири подал в отставку, но это протесты не прекратило. Одна из причин гнева – деятельность «Хезболлы», которая от имени местных шиитов контролирует свою часть власти, конституционно разделенной в Ливане между суннитами, шиитами и христианами. Но именно у «Хезболлы» контроль за силовым ресурсом, а укрепляют его с помощью Тегерана.
Ливанские активисты и бойцы «Хезболлы» открыто называют себя «солдатами Ирана», что совсем не нравится остальным гражданам страны. И в подавлении гражданских протестов «солдаты Ирана» проявляют себя с особой жестокостью, еще больше настраивая против себя.
И лидер «Хезболлы» Хассан Насралла, и иранский верховный лидер Ирана Али Хаменеи привычно объявили причиной антииранских протестов в Ливане и Ираке происки США, Израиля и других стран Запада. Кажется, даже для внутреннего пропагандистского потребления эти лозунги уже не очень срабатывают. То, что пользовалось спросом сорок лет назад, сейчас утратило свою действенную силу.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки