День памяти жертв голодоморов и свечи в окнах: почему их не становится больше
Если в этот день я в Киеве, стараюсь пойти в Музей Голодомора. По дороге считаю свечки в окнах. В этом году считал, когда шел к метро, а на обратном пути проехал на две остановки метро дальше, чтобы, возвращаясь, пройти через большой спальный район (замерз как собака).
Так вот. Статистика свечек в этом районе неумолима уже несколько лет: одна свечка примерно на 200–250 квартир. Они не исчезают совсем, но их число не растёт. Достигнуто некое состояние равновесия.
Читайте также: Без засвоєння й подолання цього досвіду нам ніколи не стати цільними людьми – Забужко
Это не значит, что все остальные отрицают Голодомор или не чтут память погибших. Это показатель того, что тема самой масштабной национальной трагедии даже в поминальный день не прорывается в приоритеты.
Мне кажется, это потому, что история голода 1932–1933 гг. полноценно не превратилась в историю семей, а в значительной мере осталась абстрактным модернизационным проектом в сфере национальной памяти. То, что уже сделано – бесконечно важно. Но надо доделать.
Там, где Голодомор превратился в историю о наших выживших и погибших родственниках, близких, там глубина восприятия очень сильно отличается. И реакция на сегодняшние события отличается. Но это очень нетривиальный момент.
Читайте також: "Ваші мертві вибрали мене". Він першим запалив свічку, повернув нам пам'ять і назвав злочин злочином – на весь світ
Я знаю нескольких людей, которые искреннее искали ответы на вопрос "где жили и что делали мои дедушки/бабушки/прадедушки/прабабушки во время Голодомора"? Они нашли ответы, но эти ответы им категорически не понравились. И сейчас им очень сложно принять/преодолеть факты. Они к ним оказались не готовы.
Надеюсь, что новый Музей Голодомора станет не просто местом памяти и скорби. А местом восстановления семейных историй и местом помощи в принятии той реальности, которую человеческая психика пытается отторгнуть.
Потому что только полное осознание/переживание всего ужаса ситуации, в которой оказался многомиллионный народ, куда он сам себя завёл, может сегодня зарядить на кропотливый, часто – неблагодарный, многолетний труд с одной целью: исключить возможность повторения, исключить на будущее обстоятельства, когда украинцы массово теряют своих людей.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки