Самое время напомнить страшную историю 1993 года, чтобы не повторить фатальную ошибку
Эмиссию, или как ее политкорректно научились называть – "количественное смягчение", нельзя делать не потому, что МВФ не велит – точно так же, как запивать молоком соленые огурцы нельзя не потому, что мама не разрешает.
Просто выросло поколение, которое забыло 1993 год, и которому кажется, что если плеснуть в костер бензина, то можно получить какой-то другой эффект, не такой, как во времена родителей.
Богатые страны с конвертируемыми валютами это делают тоже не от хорошей жизни: просто кейнсианские рецепты борьбы с кризисами себя закономерно исчерпали, а идти на массированное очищение экономик от шлака – кишка тонка, это только Рейган мог себе позволить. Разбрасывание денег с вертолета закончится плохо, запомните этот твит.
Читайте также: Вредные советы от дядюшки Бени: Коломойский готов поставить на кон все
Никак по-иному оно закончиться не может, но преимущество стран с твердыми валютами в том, что у них нет в анамнезе 1993 года – их валюты существуют веками, и веками блюдут свою репутацию (евро – держится на репутации вошедших в него валют, хотя и она несколько хромает, в этом, среди прочего, слабость евро). А деньги – это доверие, доверие и еще раз доверие. "Количественные смягчения" это доверие понемногу подрывают, однако запас прочности у тех валют еще тот, поэтому они пока держатся.
Что будет с миром, если рухнет, например, тот же евро – страшно себе представить, и это еще один источник уверенности: все ожидают (рационально), что такого безобразия никто никогда не допустит.
Но страны вроде Украины, Аргентины и пр. не имеют ничего из описанного в предыдущем абзаце. Уже после 1993-го, когда наша страна поставила мировой рекорд гиперинфляции в мирное время, введенная в 1996-м гривня девальвировала за 20 лет в 15 раз, а цены выросли еще больше (конечно же, эмиссия здесь ни при чем, это все "инфляция издержек", а ее двигает девальвация, как же... ). И мир не только не рухнул, а вообще мало заметил это безобразие.
Читайте также: Пора прекратить метания между Польшей и Афганистаном и сделать четкий выбор – Фурса
Поэтому доверия гривне предельно мало, и любые эмитированные деньги немедленно идут на покупки. При этом либо непосредственно, либо за один-два оборота они неизбежно оказываются на валютном рынке и эмиссия оборачивается девальвацией. По-другому в нашей истории никогда не было и быть не может. Если эту девальвацию искусственно сдерживать, как в 1996–1998 и 2011–2013 гг., то она потом "выстрелит" еще страшнее – это тоже проходили.
Поэтому самое опасное – это внимать начитавшимся Кейнса совковым псевдоэкономистам. Именно этим занималось правительство в 1992-м – в результате получили 1993-й: обнуление всех сбережений-доходов и неслыханный спад, сказавшийся, кстати, и на продолжительности жизни. Сейчас самое время напомнить ту страшную историю, чтобы не повторить фатальную ошибку.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки