Было бы легко назвать всех на Донбассе ватниками и забыть. Но сможем ли?
Майдан. Донецк. Март 2014
...«Камо грядеши?» - любим повторять мы библейский вопрос, размышляя о путях Украины.
Но помним ли каков был на него ответ? Это апостол Петр, бежавший из объятого огнем Рима, растерянно спросил у идущего навстречу Учителя: «Куда ты идешь, Господи?». И тот отвечал: «За то, что ты оставил Мой народ, я иду в Рим на второе распятие».
Какое время на дворе, таков и Петр.
Но разве не все мы бежим сегодня от городов, подожженных безумным Нероном нового времени? Бежим в мыслях, все дальше дистанцируясь от той части нашего народа, которая страдает под варварским гнетом?
Я вдоль и поперек просмотрел наброски текста коалиционного соглашения, выставленные в интернете. Но мало что нашел о будущем той части Украины, которая в силу обстоятельств отторгнута от нашей жизни. Или была отторгнута, но освобождена. Или, живет под артобстрелами российских террористов и рискует быть оккупированной. Той части народа, которая не всегда и не во всем нас понимает, но хочет от нас определенности.
В тексте есть расплывчатый пункт о госполитике, направленной на «фактически полное возвращение АРК, и возобновление деятельности органов власти на всей территории Донбасса», но принципы этой политики не оговорены. Война до победы? Приднестровский вариант? Признание автономии?
Сказано о «противодействии оккупантам», о «международных исках», «обеспечении норм и правил, установленных по отношению к оккупированным территориям», «стимулировании закрепления состава населения на них», «целевых программах поддержки населения», «информационной политике по поддержке граждан Украины на оккупированных территориях», о вопросе беженцев... Но во всем этом нет ответа на вопрос, а что посоветовать людям, попавшим в водоворот войны? Собирать манатки и уезжать? Ассимилироваться в русский мир? Отстраивать разрушенные дома и ждать освобождения? Как скоро?
Мы любим говорить, что идет война, и действия безумного Путина непредсказуемы... Но если мы не жертвы войны, а сторона ее ведущая, то у нас должна быть стратегия, формулирующая цели этой войны. Мы стремимся победить? Или достойно проиграть? Ведь очень многие патриоты, оставшиеся по ту сторону фронта, считают, что эта наша стратегия упирается в одно: не допустить россиян за пределы Донбасса. А разговоры о грядущем освобождении захваченных территорий - это, чтобы запутать врага.
Известный философ Сергей Дацюк, анализируя риторику наших политиков, отметил усталость общества (особенно в западных регионах) от войны за Донбасс. Симптомы были видны уже давно: «материнские пикеты», выход из боев батальона «Прикарпатье» и обвинение едва ли не в дезертирстве его командира Виталия Комара. И разве не частыми стали сегодня высказывания вроде: «спасибо Путину, что забрал Крым и Донбасс, теперь нам ничто не помешает идти в Европу»? Мол, мы тут, на западе и в центре семимильными шагами стремимся в ЕС и НАТО, а вы там, на востоке сами определяйтесь...
И, по мнению Дацюка, «в тот момент как захидняки перестали хотеть воевать на Донбассе, на политическом национализме можно поставить точку. Его как геополитичиской реальности больше нет».
..."Нет там никакого народа, Учитель! - мог бы ответить Христу Петр. -Настоящие христиане давно ушли из варварского Рима, как сделал я, а не цепляются за дом и семью. Там, в пылающем городе, остались только ватники, готовые жить под диктатурой сумасшедшего императора"...
Может быть, там и действительно никакого украинского народа не осталось? Аргументов на этот счет, вроде бы, уйма! «Сами» бегали с российскими флагами, сами привели наемников и русские войска, сами стояли в километровых очередях на выборах и референдумах...
От слов «Услышь Донбасс», многих уже тошнит. Но Донбасс надо слышать, хотя бы в лице немногих патриотов, оставшихся там и пытающихся до нас докричаться.
Почему мы так упорно слышим Москву, и формируем на основании фальшивок Киселева собственные «украинские» штампы о происходящем на оккупированных территориях, спрашивает всех нас блогер Кирилл Руснак из Донецка?
Типичный «украинский штамп»,- пишет он, - «мысль о том, что "донецкие сами позвали к себе войну", если бы бабки с иконами не вышли - ничего бы не было». Почему Киев и остальную Украину не может переубедить то, что флаги ДНР и тренировочные лагеря боевиков в России тиражировались на фото и видео еще в 2011-2013 гг? Или подкрепленные расследованиями факты о массовом участии граждан России в первых захватах зданий, в замене флагов, в митингах, о колоннах автобусов с «титушеками» из Ростова?
Почему мы со смехом реагируем на российские штампы о воюющих на стороне Украины американцах, но всерьез рассуждаем о том, что "дончане не смогли защитить свой город и освободить ДОГА". «Когда были захвачены только лишь здания ОГА, и 8 апреляАваков со спецназом в Харькове освобождают ХОГА - это называют «патриоты Харькова защитили свой город». Когда в тот же день Ярема с Альфой посидели в аэропорту и тупо улетели обратно - это «дончане не смогли защитить свой город и освободить ДОГА»,-удивляется блогер.
Или «когда в Донецке на псевдовыборах из 88 участков открывают лишь 2 (в Буденновско-Пролетарском 41ОВК) - мы искренне верим в "дикие очереди" и интервью радостных идиотов из картинки того же РашаТВ...»
Мы как-то подзабыли, что в апреле на проукраинские митинги в Донецке тоже выходили люди. Их было мало? Донецкие блогеры попытались подсчитать. Получилось: против полутора-двух тысяч проукраинских демонстрантов выходило 5 тысяч пророссийских. Наших меньше. Но ненамного. И их запугивали, избивали, убивали, а они выходили. И это значит, на Донбассе может быть более миллиона сторонников единой Украины...
Кроме того «никто упорно не хочет замечать донецких солдат ВСУ, донецких добровольцев - это ж ломает штамп, что вся Украина воюет, а они нет»,- упрекает нас с вами Руснак.
Донбасс - наш, друзья. Там, конечно, не все готовы умереть за Украину. Но много таких, кто - за единство страны (потому что не хотят в Россию). Правда, страны, такой, какую они себе представляют - без НАТО, американцев и олигархов, и с высокими пенсиями (но это другой вопрос). Есть такие, которым все равно, какая власть на дворе, лишь бы были мир и работа, и на избирательные участки они ходили исключительно за картошкой.
Было бы легко назвать их всех ватниками и забыть. Но сможем ли? Я не говорю, что прямо сейчас нужно разблокировать социальные счета для сепаратистских зон, кормить за наш счет боевиков и отапливать газом их штабы. Но какой-то выход надо найти, чтобы украинцы там не мерзли и не голодали. И решение требуется не одномоментное, а рассчитанное на долгие времена. Вот почему я искал его в коалиционном договоре.
И если эти - «чужие», то как же быть с теми, кого мы освободили? Или с теми, чьи разрушенные дома дымят на самой линии фронта? Или с теми, чьи села мы готовимся обменять на условный Мариуполь (им уже забывать украинский язык?)
А ведь там тоже люди непростые. Журналисты и волонтеры рассказывают и о носимых в открытую колорадских лентах, и о гимне «новороссии», звучащем в маршрутках, о массово устанавливаемых спутниковых антеннах (чтоб ловить российские каналы), о ненависти к «хунте» и ожидании Путина. Бьют во все колокола о том, что там практически нет украинской власти, не говоря уже о газетах и телевиденьи, что рулят там те же, кто и при Януковиче, что патриотов запугивают и убивают.
Какую перспективу мы им можем предложить? Или уверены, что страх второго Лугандона остудит их горячи головы и они сами собой перевоспитаются в украинских патриотов?
Увы, на страхе может сформироваться лишь инстинкт, но не убеждения.
А в Харькове, Одессе, Запорожье, Мариуполе разве мало латентных сепаратистов? Минувшие выборы говорят сами за себя. Эксперты обещают, что «подпольщики» самостоятельно в бой не полезут. Но ведь ростовские автобусы уже освободились, и стоит только показать слабину...
Там, в Лугандоне, и тут, на востоке Украины - число патриотов, сепаратистов и безразличных, приблизительно равно. Межи не проведешь.
Поэтому быстрого всенародного броска в Европу (на который мы так разогнались) у нас не будет. Придется тащить весь этот груз недовольных, сомневающихся и откровенных саботажников на себе - разъясняя, уговаривая, ублажая компромиссами: по языку, по внеблоковости, по социальным льготам.
Нужна масштабная программа такой кропотливой, нелегкой и рискованной работы - с тысячами добровольцев, готовых учительствовать в Краматорске и Славянске, участвовать в местных органах власти, заниматься медициной, экологией, просвещением. Наш народ «там» не должен вариться в собственном соку, им надо помочь стать украинцами. Европейцами.
Это может растянуться на годы, а то и десятилетия. И что нам останется? В слезах смотреть на Запад, где растворяется в дымке наша скорая европейская перспектива?
Можно поступить иначе. Отправиться налегке, оставив за спиною всех, кто сомневается, кому не душно дышится в совке. Не оглядываться на то, как враг обгрызает Украину по самые гланды, и остающимся консенсусом двигаться к цивилизации. Быстро и стремительно, потому, что промедление смерти подобно.
Что выберем? «Камо грядеши?»
Святой Петр свой путь выбрал. Он остался с завещанным ему Христом народом. Разделив его судьбу и страдания. Но приумножив веру и подарив будущее.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки