MENU

Буджак: угол — не тупик

4530 5

С первых дней оккупации Крыма не перестают ходить слухи о планах Кремля дестабилизировать ситуацию в девяти районах Одесской области, расположенных между реками Днестр и Дунай. Идея подается в пакете с провалившимся блицкригом Путина на Запад через Украину и носит название «Бессарабской Народной Республики» или «Буджака» — незаконных сепаратистских организаций, которые российские власти пытаются раздуть до заметных с помощью своих диверсантов и наших дураков.

Именно поэтому в Одессе (других публичных площадок здесь нет) периодически создаются информационные поводы для нагнетания страстей. И не удивительно. Регион особенный, уязвимый с географической точки зрения и заманчивый для российских агрессоров, поскольку может создать большие проблемы для Украины, Молдовы, Румынии. Да и перспектива пощекотать нервы НАТО соблазняет умы тех, кто, по мнению мирового сообщества, потерял разум.

•  Буджак или Буджакская степь, где рождаются нынешние тревоги — давний плавильный котел наций. Название региона на языках многих народов Причерноморья исходит из одного семантического значения — угол, закуток. На протяжении веков он и правда был тихим местом на отшибе, где прятались отверженные из Европы: греки, крымские степные татары, запорожские казаки, болгары, немцы из Вюртенберга, липоване, латиноговорящие евреи — сефарды, армяне, цыгане... Кого только здесь не было! Но ХХ век беспощадной косой прошелся по этническому полю Буджака... В период с 1940-го по 1941-й советская власть депортировала 100 000 и расстреляла 50 000 человек, в основном, румын и классовых врагов. В Польшу отправили всех немцев в статусе фольксдойче... С 1941 по 1944 гг. режим Антонеску расправился с евреями, цыганами и «элементами», симпатизирующими советской власти, казнив и отправив в лагеря около ста тысяч мирных граждан. С 1944-го по 1956-й здесь снова прошла волна репрессий и чисток, о масштабах которых мы можем судить лишь по обобщенным данным со всей Бессарабии и Северной Буковины. Их приводят румынские историки. Они утверждают, что за время существования СССР на этой земле репрессии, организованный голод и война унесли жизни 2 млн 344 тыс. человек.

•  Однако приведенные цифры, скорее всего, не подтвердятся, займись мы детальным и беспристрастным изучением истории. Слишком много народов и народностей изложило события, происходившие на этом клочке земли с огромной долей субъективизма. Российский, украинский, турецкий, румынский, болгарский и гагаузский взгляды на количество жертв, численность диаспор и права собственности принципиально расходятся. Каждый пытается использовать и переосмысливать историю в своих политических целях и, говоря об одном, замалчивает другое. Например, никто не говорит о переселении на эти территории жителей западной Украины и Центрального черноземья России. А ведь приезжали селами и деревнями до 1962 года.

Румынские историки вычеркнули из своих статей все упоминания о поселениях запорожцев в низовьях Дуная. Гагаузы не соглашаются с проблемами определения мест их компактного проживания... Обо всем этом чаще всего пишут в российской, молдавской, румынской и даже английской прессе.

Кажется, что в степном углу между великими реками и морем не утихают споры, конфликты и со всех сторон света сюда тянутся руки желающих владеть природной сокровищницей у подножья Центрально-Молдавской возвышенности. Снаружи все выглядит именно так, но изнутри — иначе.

Буджакская степь поражает сонной тишиной и безлюдьем в любое время года. Съехав с главных трасс, а их здесь всего две, и обе в ужасном состоянии, попадаешь в неменяющийся мир. Так же, как и полвека назад, распаханные полосы южных черноземов спускаются с холмов, у высохших ручьев пасутся несметные стаи гусей, тянет дымком из труб — это хворостом из посадок топятся печи... Приметы патриархального уклада визуально разбивают лишь вывески с рекламой сегодняшних дней и автомобили, стоящие у хат с новыми крышами. По ним распознаешь век, как и по говору местных жителей, давно забывших немецкие слова, генуэзские наречия и вставляющих в румынский и болгарский языки половину русских слов. За 70 лет неузнаваемо изменился национальный состав. Большинство составляют  украинцы, затем идут болгары, россияне, молдаване и гагаузы, соответственно — 40, 21, 20, 13 и 4 процента населения. Однако все говорят на русском с присущими родословной акцентами, и проживают этнически обособленными селами. Разумеется, есть и смешанные, но они тоже разделены чертами национального уклада, выраженного в стилях построек домов и сельских традициях. Века жизни на отшибе приучили к уединенности, хотя до центра Европы (того, что в Братиславе) отсюда ближе, чем от Львова.

•  Во все времена достаток здесь рождался на собственных подворьях. Румынские экономии и советские колхозы счастья не принесли, хотя «при румынах» жили богаче. Императив семейных историй — заниматься своим хозяйством, может, не так выгодно, но привычно и надежно. Никто тут не тратит деньги на еду — погреба забиты соленьями, бочками с вином, консервами собственного приготовления, включая мясные и рыбные.

Среднестатистический житель Буджака будет иметь хлеб насущный независимо от масштабов экономических проблем в стране, ибо он приучен надеяться только на себя. Поэтому ДНР в аббревиатуре БНР здесь не получится. Одно дело — пролетариат индустриальной эпохи, которому нечего терять, кроме цепей, приковавших его к пророссийской олигархии, и совсем другое — «куркуль» на своей земле, в виде пая или осязаемой собственности.

Правда, военно-политических вызовов здесь опасаются всерьез.  Генетическая память о многократных перелицовках границ, близость к Приднестровью влияют на настроения. Все помнят напрасные жертвы войны в 90-х и знают, что паспорта Украины и Молдовы придают людям больше уверенности в завтрашнем дне, чем российские. Торговать едут не отсюда в Тирасполь и Дубоссары, а совсем наоборот. Но, при массе извлеченных из прошлого уроков, здесь существует проблема затуманенного сознания. Все жители смотрят российское телевидение, кроме молдаван, у которых популярно румынское. Украина не пробивается в здешние эфиры по ментальным и техническим причинам. И не только в эфиры. На этой территории православная церковь МП конкурирует с автокефальной поместной румынской. Молитвенники и Библии на молдавском печатаются там.

•  обобщенному портрету жителя Буджака надо добавить еще одну существенную черту. Здесь толерантны к властям, не любят противоречить и сотрудничать не стремятся. Массовые беспорядки случались только в период 1920 и 1924 гг., причем селяне восставали против советской власти, так же, как и против румынской, если те прибегали к притеснениям и репрессиям. В 1940 году, когда «советские войска пришли на помощь коммунистам Бессарабии» в Измаиле и Аккермане, самых крупных городах края, парторганизации большевиков насчитывали всего 23 и 19 человек. Сегодняшние политические предпочтения выражаются у избирательных урн, где всегда голосуют за дороги, школы, церкви, величину натуральной оплаты паев, иногда за справедливость, причем, в каждой этнической группе — за свою.

•  Иными словами, социальная база и местные традиции не позовут буджакских аграриев на баррикады. Но это вовсе не означает получение страхового полиса на тихую жизнь для государства с отстраненным населением из запущенной провинции. В здешних безлюдных степях кроется важный  для украинской государственности и международной политики урок. Приняв Буджак от Советского Союза, мы не пересмотрели концепцию региональной политики в крае, оставив ее советской по духу и содержанию. Пыльный угол Европы так и остался забытой и забитой периферией без дорог, мостов, газо— и водопроводов, животноводческих комплексов, элеваторов, виноградных плантаций и много другого, что необходимо и рентабельно в Буджаке. К тому же, мы продолжали культивировать на этих территориях созданный Москвой образ главного врага Украины — Румынии. Будто на дворе стояли не двухтысячные годы, а 40-е прошлого века. Это особенно ярко проявилось в спорах по острову-скале Змеиный, в официальной риторике истеблишмента и мыслях простых людей, насмотревшихся передач из Москвы.

•  В многочисленных сферах соприкосновений мы, как, впрочем, и румынские коллеги, не искали мотивов сотрудничества, зато легко находили поводы для конфронтации. Проекты мостов через Днестровский лиман и Дунай, вместе с автострадой, соединяющей Румынию с Украиной по короткому маршруту, я видел в Одесской областной администрации еще в конце прошлого века. Пятнадцать лет они пылятся без надобности. Как и сотни других проектов и прекрасных инициатив, исходивших от различных структур Евросоюза. Мы отвергли их не только из-за собственного головотяпства и шкурных интересов местных элит. Нас специально уводили от идеи сотрудничества с Румынией в Буджаке. Пять лет назад попался на глаза странный текст, опубликованный российским АПН, до сих пор «висящий» на множестве сайтов. Странный потому, что исходил от студента какого-то ВУЗа и был написан явно непрофессионально, даже с точки зрения стилистики. Почему же его разместило агентство, экспортирующее «русскую мысль» за рубеж? Ответ подскажет цитата: «Внутренняя политика Киева, сформулированная в позиции Виктора Януковича, как «сильного президента», должна более детально заняться Буджаком. Уже сейчас большинство лидеров Украинских областей назначены лично Виктором Федоровичем. Будем надеяться, что Янукович последует продолжению политики Александра I и сохранит в составе страны стратегический плацдарм в северо-западном Причерноморье». 

Сегодня, когда нескладные мысли недорослей оформляются в подрывную деятельность на местах электоральных симпатий Партии регионов, есть повод для запоздалых, но необходимых перемен в Буджаке. Прежде всего, по линии международного сотрудничества. Возможные провокации с БНР здесь обернутся потерями для Румынии, Словакии, Австрии, других придунайских стран. Никто не пожелает, чтобы судоходство на крупнейшей Европейской реке заткнула ядовитая пробка самопровозглашенного формирования. И нет нужды в долгих объяснениях ситуации, когда огромный международный биосферный заповедник «Устье Дуная» окажется в зоне вооруженного конфликта. Эти вызовы, несмотря на свою прямую угрозу для государства и людей, одновременно дают нам шанс начать новый этап сотрудничества на берегах Днестра и Дуная. Этап с ориентацией на западных соседей. Теперь, перед лицом общей угрозы политики, заинтересованные в мирном и законном решении спорных вопросов, лучше поймут друг друга. Ведь Буджак — это угол, но не тупик для европейских народов, заселявших берега Днестра и Дуная с незапамятных времен.

Александр ПРИЛИПКО


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини