MENU

Как историю Украины превратить в ресурс развития страны

4261 1

Украинцы должны видеть возможности среди проблем. Или 5 копеек в споры о «коммунистических законах» Верховной Рады.

 

Немного воды, или что меня поражает в Украинцах

 

Что меня поражает в Украинцах — так это любовь делить на «своих и чужих» самих себя. И, особенно, свою историю. Получается парадокс. С одной стороны — частые проявления толерантности к другим. С другой — готовность обвинять сограждан во всех смертных грехах. В том числе и давно отошедших в мир иной сограждан.

 

Создаётся впечатление, что в поисках себя самого украинец кидается в крайности. То отрицает часть наследия (да и проявления своего собственного характера), то превозносит их до небес как «основу всего сущного». Не верите. Хорошо. Маленький экскурс в историю.

 

Оставим в покое историков,  либо тех, кто любит изучать «дела минувших дней». Поговорим о «популярной истории». То есть о том, что формирует у населения представление о своей стране, создаёт пантеон героев. Да и,  в конце концов,  задаёт систему координат для реакции на внешние раздражители.

 

Если спросить большинство обывателей, то их знания об истории своей страны,  мягко говоря, мозаичны. Киевская Русь — Галицко-Волынское княжество – Сечь — Хмельницкий — «Руина» — УНР — Война (тут уже развилка УПА/РККА — каждому своё)— УСССР – Современная Украина. И вот парадокс. Если посмотреть на первую часть цепочки, между отдельными «яркими страницами» промежутки в сотни лет. Да и сами события зачастую локализованы в небольших

 

О Киевской Руси знают все. Князей помнят, дети могут рассказать биографию многих из них. Но это государство исчезло. И в «популярной историографии» появляется дыра. То, что происходило на землях Украины до 15 века, в период с середины 18 и до начала 20, как terra incognita для пересічного українця. Да, в конце концов, как развивалась та же западная или восточная части страны (в удаленнии от Днепра) после Киевской Руси?

Что-то было, но что точно — не знаем. Но если подумать, люди там ведь жили. И их деяния зачастую были не менее легендарны, чем жизнь того же Хмельницкого.

Во-первых именно тогда произошла «смена элит» — возникла новая шляхта. Не нравится термин, говорите козацкая старшина, рыцарство, знать, боярство, — называйте как хотите. Суть в другом. Появились династии, которые формировали то, что потом стало Украиной. Да и не только. Даже мой род возник в 15 веке на Волыни. Все 6 ветвей часть из которых стала польской элитой, часть пошла в ВКЛ.

Странно, получается, Луцк — вотчина одного из претендентов на корону княжества, князя Свидригайло Альгердовича (Льва-Болеслава). Причём, если сравнивать гражданскую войну этого князя с королём польским, то масштабы и уровень государственного строительства превосходят достижения Хмельницкого. Но это же «литовский князь». А то, что Гедыминовичи — славяне и формирование наций к тому времени не завершено никого не интересует. Не наш герой и точка!

Идём дальше. Род Вишневецких. Тоже Гедыминовичи. Но этих князей помнят исключительно в связи к козачеством. Первые — молодцы, гетманы. А тот же Ярема — «стал поляком», предатель. Да, человек воевал с Хмельницким. Но если посмотреть историю и опеку рода над теми же казаками, Вишневецкие в Украине, как и Радзивилы в Литве, хотели стать королями или Великими Князьями. А население его владений, «Україна-Вишневеччина» увеличилось за время княжения «палача» с 45 до 288 тысяч человек. Причём, как бы сейчас сказали, «квалифицированных специалистов».

Производство пороха, тканей, оружия, ювелирных изделий — в то время это высокотехнологичные отрасли. Чем вам не государственный деятель. Ах, да, гонитель православия. И снова «упс». Тот же Ярема, враг Хмельницкого, будучи католиком, помогал православной церкви, основывал братства (да этот самый — который «палач православных»). Да в его род спонсировал и иезуитские коллегиумы. В том числе и тот, который закончил Богдан Хмельницкий.

Поэтому казачье восстание для Вишневецкого было сродни фальстарту, досадной осечки. И, не будь его, лет через 20 был бы другой кризис в попытке создать «Речь Посполиту» трёх, а не двух народов. И, возможно тогда бы школьники изучали деяния великого украинца Яремы-Михаила Вишневецкого. Но нет, сейчас для обывателя он предатель. Род — польский. А то, что они фактически создали подобие государства на четверти территории современной Украины (кстати, по размерам сравнимо с Казацкой державой) как и то, что представитель Вишневецких в конце концов стал королём — это тлен, бред. Изучать не надо.

Времена казачества вообще отдельная тема. Внимание привлечено к Сечи. О городах вспоминается, когда казаки их брали. Ну или по названиям полков. А то были другие города, какое-то Магдебургское право, какая своя правовая система, суды. Это не важно.

 

Примеры можно приводить бесконечно. В любом временном отрезке. Вплоть до сегодняшних дней. Такая «лоскутная история» в головах значительной части украинцев — обычное явление. Причём одни из имена и названия из прошлого героизируются. Другие, в лучшем случае, предаются забвению. В худшем — подаются исключительно как негатив. И это воспринимается как норма. Даже больше — основа создания народа и воспитания национального самосознания (самому страшно как загнул заумными словами).

 

Но ведь странно. В предисловии учебника по истории Украины есть интересная фраза «Той, хто не знає свого минулого, немає майбутнього». А далее… всё то же мозаичное изложение. Нормально? Но ведь есть и другие примеры. Те же США, где весьма трепетно относятся к своей (пусть и не такой древней) истории. Где даже гражданская война изучается «с двух сторон». А в памятники Роберту Ли стоят неподалёку от монументов Улиссу Гранту. Возьмем пример ближе к Украине — французы помнят деяния монархов, празднуют взятие Бастилии и гордятся деяниями Наполеона. Британцы помнят и Кромвеля и Стюартов. Это помогает нации объединиться и двигает её вперёд.

К чему это я? Да к событиям последней недели. Или, если точнее, принятию ряда законов, касающихся недавнего прошлого. Сразу после голосования в Раде развернулась бурная дискуссия. Причём я готов согласиться с аргументами всех сторон. Да, роль ОУН УПА давно поры было оценить справедливо и снять с них навешанные советской пропагандой ярлыки. Справедливо и оправданно решение о запрете тоталитарных идеологий.

 

Но  не менее справедлива и констатация факта, что украинское общество разделено в оценках событий 1920-1960 гг. Для одних герои — партизаны УПА. Для других – воины РККА. Это, извините, факт. Фактом так же является и то, что процесс объединения украинской нации только начался. В значительной степени на фоне внешней агрессии. Необходимость защиты Родины отодвинула на второй план все другие вопросы. В том числе, и  языковые. Впервые за последние 23 года независимости Украины песня, где чередуются украинские и русские строки звучит по национальному ТВ и не воспринимается «в штыки».

 

Естественно, что в такой ситуации законотворческая инициатива части депутатов выглядит по-меньшей мере странно. И раздражающе для части населения. Я не о тексте законов. Их большинство не читает. А о стереотипном восприятии. Увы, украинцы верят слухам, и воспринимают мир шаблонами. Про это уже писал довольно пространный текст на основе исследований последнего десятилетия. Поэтому со стороны власти грамотно было бы вначале подготовить общество. Либо сразу (а не после получения геморроя на одно место) начать разъяснительную работу. Но, что сделано, то сделано. Можно обвинять и критиковать, а можно присмотреться к процессам внимательней. Что и попробую сделать.

 

Группа законов или, точнее, специфика расстановки акцентов.

 

У принятых законов уже появилось множество критиков. То, что их использует Кремль в информационной войне — ясно как Божий день. Об этом писали. И останавливаться на данном аспекте ещё раз не вижу смысла. Предлагаю обратить внимание на другое. На дискуссии внутри Украины. Они имеют некоторую специфику. И она по крайней мере интересна:

  1. Критики принятых в Раде законов подвергают сомнению весь пакет (который состоит из четырёх документов)

  2. При этом основной шквал критики направлен на один закон — о запрете нацисткой и коммунистической идеологии. (закон № 2558)
  3. Но отменять советуют все четыре.

И тут становится особо интересно. О трех законах, которые назовём условно «закон 9 мая», «закон об ОУН-УПА», «закон о запрете коммунизме и нацизме» говорят все. А вот о законе «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917 — 1991 годов» вспоминают сравнительно немного.

 

Хотя именно этот законодательный акт способен существенно повлиять на расклад политических сил как в Украине так и в соседних государствах. Почему? А вы почитайте текст. Открываются все архивы ЧК-НКВД-ГПУ-МГБ-СМЕРШ-КГБ. Вплоть до 1991 года. С одной стороны понятно — расстановка точек над «і» в событиях середины ХХ века.

 

А с другой стороны чем занималось КГБ СССР? Особенно в 80-е. Люди старшего возраста помнят разговоры шёпотом и при необходимости рассказать что-то личное всегда говорили «не по телефону». Почему? Да всесильное ведомство следило за всеми. А на излёте СССР это не только политический сыск. Но и сеть осведомителей. А так же оценка действий кооператоров, слежка за партийным руководством, работа с «народными фронтами» и просто экономическая деятельность.

 

Говоря проще, покопавшись в архивах КГБ можно много нового узнать об украинских политиках, бизнесменах, общественных деятелях и национальных лидерах. Естественно о тех, кому «за 45» и кто «начал работать» в конце 80-х. То есть о современной политической и экономической элите страны. И что-то мне подсказывает, что раскрытие архивов принесёт больше скандалов, чем известное всем заявление Фарион с просьбой принять её в члены КПСС.

 

Кроме того,  стоит помнить, что УССР — вторая по размеру «союзная республика союза нерушимого». И КГБ в Киеве имело ну очень большой архив. Начиная от переписки с Москвой и заканчивая делами и информацией на деятелей соседних «союзных республик». Ну и естественно, не стоит сбрасывать со счетов «переселение народов» 1991-1992 гг. То есть в Киеве находятся данные, раскрытие которых крайне нежелательно целому ряду «власть имущих» и в соседних странах.

Исходя их вышесказанного вполне естественными будут выглядеть попытки свести к нулю возможности реализации данного закона. Так же естественно, что напрямую против него никто работать не будет. В обществе есть запрос «на очищение». И на фоне лозунгов о люстрации выступать против открытия архивов, да ещё 34-х летней давности себе дороже. Поэтому критика сосредоточится на остальных трёх законах. Что добавит эмоций к и без того негативному фону вокруг данных нормативных актов.

 

Да и не обязательно критика. Главное — создать эмоциональный фон. Например, супер-патриотичный лидер будет кричать УПА-наше всё и плевать на остальных. Позиция понятна. В том числе и электорату с Тернопольщины или Ивано-Франковщины. Да, такая фраза не способствует национальному согласию. Да, перед 9 мая она раскачивает ситуацию. Но она и создаёт повышенный эмоциональный фон вокруг всей группы законов. И увеличивает шансы неподписания их Порошенко. Что нормально, если этому ура-партиоту чуть больше 45-и и по молодости он имел «куратора». Но это так, отвлечённый пример чтобы показать всю широту спектра людей, готовых утопить законы.

 

Да вот беда, отмена данных законодательных актов сегодня так же не прибавит согласия в украинском обществе. Голосование за них (или точнее подача информации о голосовании) без сомнения вызовет напряжённость на востоке и юге. Отмена будет воспринята в штыки в центре и на западе. Власть оказалась в незавидном положении. Что ни сделай — всё плохо.

 

Ищем позитив или возможности для страны на фоне проблем

 

Но нет худа без добра. На своей глупости учиться полезно. Если наморозили с датой принятия и способом голосования надо искать выход из ситуации. Можно видеть проблемы, а можно перспективы. И тут Украина впервые может сделать то, чего не делала ранее – воспринять свою собственную историю во всём многообразии.

 

Если власть пошлёт внятный сигнал, что и воины УПА и воины РККА, Советской армии (в том числе и разведчики, фронтовые контрразведчики) одинаково ценны для Украины, это может стать первым шагом для того, чтобы история объединяла общество. Главное — не скатываться на крайности, не формировать чёрно-белой картинки. И там и там были и герои и подонки.

Предвидя гневные возгласы сторонников и противников законов сделаю оговорку: С одной стороны есть множество архивных данных о зверствах некоторых советских солдат по отношению к гражданскому населению. Да и советская администрация не отличались человеколюбием.

С другой, близкий мне пример Беларуси. У меня на родине так же была антисоветская партизанка, которая шла до конца 50-х. В 41-м беларуские националисты плечом к плечу сражались с отрядами Бульбы-Боровца, освобождая Полесье. В 43-м, 44-м, да и позже, уже «под советами», извините, отстреливали часть отрядов УПА, которые своими методами «препятствовали» возрождению беларускости в тех же самых полеских леса и болотах. А в  1948-м вместе с отрядами того же УПА брали город Новогрудок. Всё это беларуская история. И я лично воспринимаю её как факт, без навешивания ярлыков «герои» или «враги Беларуси» по отношению к УПА. Реальность была сложнее: были и союзниками и противниками. Это просто надо знать.

Вернёмся к теме. Итак, подпись по законами президента без дополнительных шагов и ветирование ведут к росту напряжённости. Один из немногих возможных выходов – поставить подпись, но только при проведении широкой кампании в обществе. Суть её можно охарактеризовать перефразированной фразой Де Голля «Украине нужны все украинцы!». То есть принять историю во всём её многообразии и предложить подобную схему отношений в обществе.

 

Как это сделать? Да очень просто, учитывая специфику восприятия майских праздников. Кампании в прессе оставим за скобками. Важны информационные поводы. И тут главное, внимание к ветеранам. ВСЕМ!. То есть чествование и тех, то прошёл РККА и тех, кто сражался в УПА. Их осталось немного. И найти каждого, помочь — это не такие большие деньги.

  • Сделайте так, чтобы именно ветераны подали пример согласия. Те же ТВ-шоу — привезите туда и ветеранов УПА и советских солдат и офицеров времён второй мировой. Пусть пожмут друг другу руки. Политики, если они действительно думают о будущем страны, надеюсь уступят своё место «у Киселёва» или «на пятом». Хоть на пару дней.
  • Да и просто, вне эфира, сделайте встречи. Или хотя бы обмен открытками, письмами. Старики мудрее нас, они покажут пример как надо мириться.

  • Если получится (хоть это и трудно) пусть они вместе сделают знаковый поступок — проедут в одной машине на параде, возложат вместе цветы. К тому же памятнику жертв Голодомора (согласитесь, об этих людях стоит помнить не только во время массовой истерии на фоне государственного праздника).
  • Или, ещё более сильный шаг. Помните с чего пошёл лозунг «Украина едина»? С того, что Львов на день заговорил по-русски, а Одесса и Донецк попробовали разговаривать по-украински. Так пригласите «советских ветеранов» во Львов. Пусть 8 и 9 мая станут первыми за 23 года днями, когда возложение венков на военном кладбище пройдёт без дымовых шашек, милиции и криков об оккупации. Просто показать пример того, что Украина — это Европа. Кстати, спокойное 9 мая (с участие государства) – лучший удар по картинке Киселёв-ТВ

  • Сделайте аналогичный шаг и по отношению к ветеранам УПА. Если страшно провоцировать Одессу, есть Днепропетровск, Запорожье, тот же Славянск с уже адекватной администрацией. Пусть люди увидят и другую сторону. Не обязательно устраивать шествия. Можно просто встречу за чаем. Это будет сильнее сотни выступлений попугаев с депутатским значком.

Главное, действовать. И думать. В том числе о том как объединить страну. И тогда, попав даже в самую гадкую ситуацию, среди проблем можно будет увидеть возможности.

 

И, да, как сказала одна моя украинская знакомая (горжусь тем, что знаком с таким человеком!) «Всё будет Украина!».

Игорь ТЫШКЕВИЧ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини