Пасховер: Все, что требует от Киева Брюссель, в интересах самого Киева
Вчера на Международной конференции в поддержку Украины Еврокомиссия в очередной раз поставила украинцам условия, несовместимые с жизнью, пишет в своём блоге на «Новом времени» журналист Александр Пасховер. Разумеется, речь идет о несовместимости со старой жизнью авторитарного старорежимного общества, коим Украина все еще является. И это несмотря на реки крови и море слез, пролитых страной в войне с проклятым прошлым. Но Брюссель слезам не верит. Брюссель верит исключительно делам, измеряемым если не конечным, то хотя бы промежуточным результатом. «Реформы должны быть достойными доверия, быстрыми. Вы продолжаете реформировать страну - мы продолжаем помогать вам», - заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
Еврокомиссия не требует от украинцев расчленить страну, отдать кому-то часть своих территорий, откупиться федерализацией или какими-то особыми правами для франкоговорящих шахтеров. Все, что требует от Киева Брюссель, в интересах самого Киева.
В обмен на финансовую и техническую помощь Запад требует:
1. Реформы госуправления. Отечественная бюрократия бессмертна. За последние 16 лет ее уже не раз пытались сократить. В 1999 году, когда был принят первый указ президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти», страну обслуживали 193 тысячи чиновников. В 2004 их была 251 тысяча, в 2014 - 274 тысяч. В пересчете на душу населения количество чиновников в Украине втрое выше, чем в Польше, и вдвое выше, чем в США. Пусть бросит в меня камень тот, кто докажет, что отечественная бюрократия во столько же крат эффективнее польской или американской. Зато она, как и прежде, воровата и ретроградна, остервенело защищает свое право «на лево» и без грубой силы никуда не денется. Авторитаризм противится самоорганизации, а тем более - реформации.
2. Судебная реформа. Здесь и так все ясно: украинские суды от испанской инквизиции отличаются разве что размером индульгенций. Судебная система Украины - вечное проклятие внешних и внутренних инвесторов - крепко держит оборону. «Через год после Евромайдана не люстрирован ни один судья», - жалуется Егор Соболев, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции.
3. Реформы в энергетическом секторе. Хотя, кажется, уже сдвинулись с места (тарифы, либерализация газового рынка), но этого явно мало для того, чтобы не стращать себя и мир сезонными войнами с Газпромом.
Украинская бюрократия всегда тяготела к задачам с отсутствием дедлайнов. Она обожает мантры о том, что реформы проводятся постепенно, идут медленно, заметны только в конце пути, требуют пошаговой инструкции. Как в подобной ситуации на встрече с выпускниками российской экономической школы высказался второй президент Чехии, Вацлав Клаус, «постепенный подход - это завуалированное ничегонеделание». Затем он добавил: «В действительно демократической обстановке политические изменения происходят сразу же после падения коммунистической (авторитарной) системы, и там невозможны реформы постепенные и пошаговые».
Иными словами, если бы не давление со стороны Запада, столкнуть украинскую бюрократию с ее ржавых рельс было бы вообще невозможно. Не факт, что сработает и этот очередной ультиматум.
Но чиновникам следует помнить: если не сработает ультиматум с Запада - сработает ультиматум с Востока. «Свято место пусто не бывает», - говорит Библия.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки