Как три януковича в Москве «спасали» Украину
Украинское «правительство» в изгнании дало первую большую пресс-конференцию. Николай Азаров, Владимир Олейник и Игорь Марков так и не признались, чей Крым, зато рассказали, как их бесят грузины, и представили предвыборную программу. Мы слегка сократили их реплики и собрали что-то вроде пьесы. Вышла то ли историческая драма, то ли комедия характеров
Действие первое. Покаяние
«Азiров – хiй». Это скандировали на Майдане. В те дни на каждом киевском столбе висела карикатура – глупый премьер, коверкающий мову. Калужанин, так и не выучившийся по-украински, Азаров всюду вставлял произвольные «i» («кровосiсi» вместо «кровососы»). Вживую он ничуть не карикатурен – старик в классических очках и отлично сшитом черном костюме. Странно видеть его в центре Москвы, в раззолоченной библиотеке гостиницы «Украина».
Азаров. Здравствуйте! Председателем Комитета спасения Украины был единогласно выбран...
Пауза.
Азаров Николай Янович. Я перед вами. В состав Комитета вошли патриоты, профессионалы и люди, не связанные ни с нынешним режимом, ни с прежней властью.
За столом – экс-премьер Украины Николай Азаров, экс-депутат от правящей партии Владимир Олейник и его однопартиец Игорь Марков. В зале полтораста журналистов, и каждый гадает, кто из ораторов не связан с прежней властью.
Азаров. Я выводил Украину из кризиса в 2002-м, 2005-м и 2009 годах. Все знают: когда я был премьером, Украина раз-ви-ва-лась. Да, много было просчетов. Но мы и представить не могли, что силы, пришедшие к власти в результате госпереворота, доведут страну до нищеты. Я обращаюсь к западным СМИ. Напишите, пожалуйста! Эти деятели довели уровень пенсии до 30 долларов в месяц! Спросите у своих редакторов, можно ли на это жить! Поэтому мы и приняли решение объединить в составе Комитета спасения Украины людей, способных вывести нашу страну из кризиса. Против всех нас возбуждены уголовные дела. Но мы даем народу Украины альтернативу! И я хочу представить вам Владимира Олейника, нашего кандидата в президенты Украины. Это человек, которому мы глубоко доверяем. На него можно положиться.
Ждет аплодисментов, их нет. Олейник начинает речь по-украински, у него хорошо поставленный, театральный баритон. Цитирует Шевченко – «Доборолась Україна до самого краю...» – но ограничивается одной строфой.
Олейник. Нынешний режим продолжает вести страну к банкрутству (sic!) и потере государственности. В Украине кризис. И единственный выход – досрочные выборы. Порошенко так и не стал президентом Украины, он остался президентом «Рошен». В «Рошен» все хорошо. Все в шоколаде. В «Рошен» прибыль в девять раз выросла. Банк Порошенко процветает, а Национальный банк Украины ходит по миру с протянутой рукой. Просит в долг, который придется отдавать нашим детям, внукам. Вся страна работает на «Рошен». А мы сделаем так, чтобы «Рошен» работал на страну.
Глубоко задумывается.
Если бы меня выбрали президентом, я бы поехал не на фуршет и пьянку, а в Луганск и Донецк, где страдают люди, где дети сидят в подвале. Встал бы на колени и попросил бы прошения!.. И за свои грехи!.. И просил бы так, как прошу каждый день у Господа Бога!.. Не изменив себя, мы никогда не изменим страну.
Аплодисменты.
Ради мира и единства мы пойдем на любые компромиссы. Один язык, две страны – плохо! Два языка, одна страна – хорошо!
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Действие второе. Изгнание
Первый вопрос от журналистов: чей Крым?
Олейник. Неужели мы должны отправить наших парней, чтобы отвоевать какой-то судостроительный завод? Мы на это не пойдем. Мы пойдем другим путем. Путем переговоров. Давайте добьемся хотя бы одного: чтобы крымчане чувствовали себя комфортно в Украине, а украинцы в Крыму. И еще я бы призвал к ответу тех, кто сжигал людей в Одессе. Это возмездие, и этого требует украинский народ.
Жидкие аплодисменты. Журналист робко спрашивает Азарова, чей же все-таки Крым.
Азаров. Владимир Николаевич очень четко и очень ясно, да, четко и ясно сформулировал ответ на этот вопрос. Мне некорректно повторять за кандидатом в президенты.
Ведущий просит «не задавать личных вопросов». Австрийский журналист спрашивает, не хотят ли уважаемые кандидаты для начала поучаствовать выборах в Луганске и Донецке. Ведь в Киеве они вне закона.
Азаров. А у меня к вам тоже вопрос: а почему мы не можем находиться на территории любой страны Евросоюза? Почему вы идете в фарватере киевского режима? Абсолютно неоправданные санкции.
Олейник. Мы придем тогда, когда украинский народ нас будет ждать.
Украинская журналистка спрашивает, долго ли они собираются оставаться в бегах.
Олейник. Сегодня мы в бегах, завтра они будут.
Бурные аплодисменты.
Вы каждый день внушаете народу Украины, что «ополченцы» в Донбассе обстреливают свои города и поселки сами. Неужели вам самим не стыдно и душа не болит? У вас за спиной так называемого президента руина стоит сожженная! Это ж позорище! Вы не способны даже центральную площадь столицы восстановить!
Азаров. Вы лучше зайдите на мою страницу в фейсбук. Ее вчера посетило сто тридцать тысяч человек! Сто тридцать тысяч! Это что? Они считают меня кем? Если приходят на мою страницу и спрашивают меня? Я не бросаю, в отличие от режима, своих обещаний. Я очень ценю репутацию. Вы обвиняете меня и придумываете лживые уголовные дела. Абсолютно лживые. Абсолютно лживые. Лживые абсолютно. А у меня есть факты, как разворовывается страна. Досрочные выборы президента и парламента – вот какой вопрос должон стоять. А если выборы не проведут – выходите на улицы, берите власть в свои руки
Азаров повторяет аргументацию сторонников Майдана, но этого никто не замечает.
Эх, если б из патриотов состояло в Украине правительство, не было б разрухи. А эти что делают... у меня душа болит. Саакашвили посмотрел на потолок и сказал, что Украина на двадцать лет назад отброшена... Это пусть на его совести останется. Хотя она действительно отброшена. Я выводил Украину из кризиса в 2002-м, 2005-м и 2009 годах. Несмотря на всякую чушь, что про меня снимали, инвесторы мне верили.
Пауза.
Куда они плывут, как гуси в тумане? Куда? К каким берегам они планируют пристать? А я знаю, куда направить правительственный корабль. Мне мешали. Безусловно мешали. Но я ни разу не допустил спада. Ни разу. За все годы. А если бы я хоть раз допустил спад, я немедленно подал бы в отставку.
Журналист украинского канала «Интер» спрашивает про гражданство Азарова.
Азаров. И это вот у нас оппозиционный канал! И вот это вот у нас... «Интер», где ты? Снимай, «Интер!» Я вот с этим...
Медленно достает украинский паспорт.
...вот с этим я ездил и не расстаюсь. А знаете, «Интер», я был у самых истоков создания вашего. Я помню, про меня снимали мультфильмы, где я идиотом был. То есть делами Украины управлял дебил. Зато у меня гривна стояла и продолжала стоять в нормальных пределах. И я спокойно относился к этим мультфильмам. Всякая гадость публиковалась... Занимаясь политикой, мы упустили души наших людей. Нам придется исправлять, что вы наворотили. Долго и нудно.
Олейник. Вы по паспортам лучше поинтересуйтесь у Коломойского. Он знает, кто там сколько паспортов имеет. Они рано или поздно будут убегать из этой страны. Но они не убегут!
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Действие третье. Возвращение
Представитель «Антимайдана» спрашивает, кто финансирует комитет и пресс-конференцию. Все поднимают головы и рассматривают позолоченные люстры.
Азаров. Конечно же, нас финансирует Порошенко и компания.
Ждет смеха, никто не смеется.
Что касается оплаты пресс-конференции. Мы никому не платили. Ни одного человека в зале не найдется, которому мы бы платили. Я как многолетний министр финансов был очень жадный до государственных денег. В том смысле, что никогда их не разбазаривал. Не платил за пиар.
Олейник. Мы же не вчера начали работать. Мы давно работаем. Вот мы баннеры расклеивали: «Христос Воскрес, воскреснет и Украина». Но все, что мы делаем, мы делаем исключительно в рамках закона. Право на протест, на митинг, на защиту прав и свобод.
В Украине Олейник считался главным душителем прав и свобод. Именно он заимствовал из российского законодательства понятия «экстремистская деятельность» и «иностранный агент», он же ввел уголовную ответственность за митинги и клевету. Но испанская журналистка этого не знает. Она спрашивает, не хотят ли Азаров и Олейник позвать к себе Януковича и будут ли регистрироваться как партия.
Азаров. Я тут допустил ошибку, сказал, что я жадный до бюджетных денег. Я перефразирую. Я не жадный, я скупой. Что б вы потом не переврали! Я всегда был скупой. Всегда. Теперь про Януковича. Мне трудно отвечать. Я с ним работал много лет. Он был разный. На одном периоде. На другом периоде. И на заключительном этапе. Это были совершенно разные Януковичи.
Внезапно подает голос Марков.
Марков. Янукович виноват не меньше, а больше хунты. И место его на одной скамье подсудимых с Порошенко. И если кто-то знает, где он находится, просьба сообщить об этом нам.
Аплодисменты. Вопрос про украинскую цензуру и предвыборную стратегию.
Азаров. Я оптимист. Я верю, что слова правды дойдут до украинцев. Разными путями. Не всегда прямыми.
Олейник. Хорошая новость завтра будет обсуждаться на Привозе в Одессе. А новость о том, что я баллотируюсь в президенты – хорошая. Нас знают в Украине. Главный вопрос – чем мы отличаемся от тех, прежних? А вот чем: мы уже знаем, какие ошибки совершили, и мы никогда их не повторим. Мы с Николаем Яновичем относимся к категории битых. За которых, как правило, двух небитых дают.
Марков. Главное, чтобы не добили.
Смех в зале. Вопрос про российских солдат в Украине.
Азаров. В составе «ополчения» на 90% воюют коренные жители. И от того, что кто-то что-то вытащил в СМИ... а знаете, я вам, откровенно говоря, не верю... А сколько сейчас американских инструкторов находится? А наемников других стран? И что они там делают? Русских там – не хочу ничего комментировать, но русских понять можно. А что господа американцы забыли в Украине? Далековато?! Далековато!!! Хватит разжигать ненависть к России! Напишите и запомните! Страна-агрессор каждый день качает аммиак в Одессу. Нефть поставляет в Кременчуг на последний завод. Газ поставляет. Уголь. Электроэнергию. Почему ни в одном СМИ об этом не написано? Страна-агрессор сейчас спасает Украину. Бесплатно. Потому что денег нет у украинского правительства. Они хвастаются, что у них 11 миллиардов резервов. Я уходил – 22 было!!! Умники! Умничаете! Я три года МВФ посылал куда подальше! А вы с протянутой рукой.
Постепенно успокаивается. Следующий вопрос – про Саакашвили.
Азаров. Ну, он молодой, симпатичный. Симпатичный?
Олейник. Отвратительный!
Азаров. Прогрессивный, прозападный.
Олейник. Галстуки ест!
Азаров. Но такого обвала давно не было. Британцев поставил, чтоб не воровали. А у воров-то есть специализация. Есть домушники, есть медвежатники. Ну как можно ставить человека, не знающего законодательство таможенное. У меня душа болит от этих грузинов. И литовцев. Гайдар еще какая-то. Это издевательство.
Олейник. Они приехали управлять вахтовым методом. А нам, именно нам оставаться в Украине и строить ее для детей и внуков. Мы за то, чтобы в наши дела не вмешивались. Ни Америка, ни Россия.
Последний вопрос – про «Правый сектор».
Олейник. Мы с них снимем балаклавы, и Украина будет иметь лицо.
Поправляет прическу.
Красивое лицо!
Занавес. Журналисты покидают гостиницу. У нее давно уже другое название, но все по привычке зовут ее «Украиной».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки