Аtlantic Сouncil: Прошла ли Украина точку невозврата на пути к реформам и модернизации?
Как продвигаются реформы в Украине? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, кому вы его зададите. Во время своего недавнего визита в Киев мне довелось услышать самые разные мнения.
"Реформы проходят болезненно и медленно, переломный момент еще не настал", – сказала Орыся Луцевич , менеджер Украинского форума в Королевском институте международных отношений Chatham House (Великобритания), выступая на Киевском форуме безопасности, который прошел 14-15 апреля. "Для Запада крайне важно не поддаваться разочарованию и увидеть более широкую картину, – подчеркнула она, – а именно- то, что происходит за пределами Киева, Одессы и Львова. На местах создаются настоящие лаборатории изменений".
Елена Галушка, менеджер по международным отношениям всеукраинского объединения "Реанимационный пакет реформ", согласна с Луцевич в том, что реформы, инициированные в 2015 году, пока не приобрели необратимого характера. По ее мнению, частично проблема состоит в том, что "проведение реформ на надлежащим образом доносится до общественности".
Такая оценка подтверждается жизнью. Когда я спросила свою знакомую – 36-летнюю предпринимательницу из Киева, владелицу небольшого бизнеса, о реформах 2015 года, она, нахмурив брови, недоуменно спросила: "А что это за реформы?".
Действительно, реформы, о которых в Украине много говорят, пока не принесли улучшения в жизни простых людей – и все же украинцы настроены оптимистичнее, чем европейцы, говорит Брюс Стоукс, аналитик исследовательского центра Pew Research Center (США). При этом 66% украинцев во время опроса сказали, что экономика страны находится в "очень плохом " состоянии, еще 28% считают положение дел "довольно таки плохим". 48 % украинцев считают, что лучшую жизнь увидят уже следующие поколения, а не они сами.
Бесспорно, сохранять оптимизм, особенно в последние два месяца, для украинцев задача трудная. Многие из ведущих реформаторов покинули правительство, прокуратура остается нереформированной, расследование по делу так называемых "бриллиантовых прокуроров" застопорилось, Верховная Рада на протяжении двух месяцев оставалось без правящей коалиции. Как следствие, в феврале Международный валютный фонд заморозил выделение третьего транша кредита из пакета финансовой помощи на $17,5 млрд.
Поддержка западных союзников
"Кризис привел к потере динамики реформ", – сказал посол США Джеффри Пайетт, посетивший Киевский форум безопасности. По его мнению, Западу нужно, запасшись терпением, продолжать поддерживать Киев. Главной причиной своего оптимизма относительно будущего Украины, Пайетт назвал украинский народ: "Люди демонстрируют необычайную стойкость". Его оптимистичная оценка касается также "прогресса, которого удалось достичь в Верховной раде". "То, что происходит в парламенте, свидетельствует об истинных демократических преобразованиях этого института власти", – добавил посол.
Заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, также присутствовавший на форуме, согласился с тем, что основания для оптимизма есть. "Нужно отметить, что Украина уже добилась некоторых успехов", – сказал он, добавив, что существует еще немало "реальных возможностей для достижения прогресса".
Сегодня Украина пользуется широкой поддержкой со стороны ЕС, который ввел обширные экономические санкции в отношении России (срок их действия истекает в июне). "Россия не получила в Украине того, на что рассчитывала", – считает Эндрю Вуд, бывший посол Великобритании в Украине. "Но сегодня нет шансов, что британское или любое другое правительство ужесточит степень действующих мер", – сказал дипломат.
Так какая же помощь Запада нужна Украине больше всего?
По мнению Орыси Луцевич, Запада должен предоставлять поддержку украинским реформаторам до тех пор, пока их количество не достигнет необходимого критического числа. Народный депутат Анна Гопко придерживается такой же позиции.
Дэвид Крамер, директор по вопросам прав человека Института Маккейна (США), призвал Запад сделать условием своей помощи участие ФБР и Министерства юстиции США в расследованиях в Украине, включая изучение происхождения средств, на которые олигархи приобретают дорогостоящее имущество. Также он считает, что необходимо введение целевых санкций в отношении украинцев, причастных к коррупции высокого уровня. "Украине нужна в этом помощь", – сказал он.
В ходе обсуждений на форуме эксперты признали, что инициатором тех реформ, которые уже удалось внедрить – а это изменения в процедуре государственных закупок и создание Национального антикоррупционного бюро – было гражданское общество, а не правительство.
Многие из них подчеркнули важность судебной реформы. "От того, насколько успешно нам удастся ее осуществить, зависит прочность всех достижений, которых Украина уже добилась... Очень многое зависит от реформы прокуратуры. – отметил Пайетт. – Сегодня стоит задача найти такого генерального прокурора, который сможет завоевать доверие населения".
Отставка занимавшего в последнее время пост генерального прокурора Виктора Шокина была окончательно принята парламентом 29 марта. Активисты обвиняли его в саботаже реформирования прокуратуры, препятствовании проведению расследований, а также в нежелании привлечь к ответственности причастных к коррупции высокопоставленных чиновников.
Начинаем с нуля?
14 апреля парламентом Украины на пост главы Кабмина был назначен Владимир Гройсман. После двух месяцев неопределенности приход нового премьера ознаменовал окончание политического кризиса, во всяком случае, на нынешнем этапе. Но еще до его назначения эксперты высказывали обеспокоенность особой лояльностью Гройсмана к президенту Петру Порошенко, а также тем, что новое правительство не будет в достаточной степени ориентировано на реформы.
"На мой взгляд, некоторые люди торопятся списать новое правительство, – сказал Пайетт. – Сейчас говорить, что [новое правительство] не способно на реформы, – неправильно".
И в самом деле, как напомнила мне Катерина Смаглий, директор Центра Вильсона в Киеве, во время пребывания Гройсмана на посту мэра Винницы, успешно осуществлялось сотрудничество с фондом Сороса, что стало образцом для других городов. Еще задолго до того, как экс-президент Грузии, нынешний губернатор одесской области Михаил Саакашвили построил универсальные административные офисы в Одессе, в сентябре 2008 года Гройсман установил их в Виннице. Смаглий отметила, что перенимать опыт работы винницких госучреждений приезжали делегаты, например, из Беларуси.
Но построит ли новое правительство удовлетворительные отношения с МВФ? Джеффри Пайетт считает, что предсказать это невозможно. В октябре прошлого года он призвал украинское правительство "переключить скорость проведения реформ на более высокую передачу" и сделать сражение с коррупцией "главным в войне между старой и новой Украиной". По мнению Пайетта, Гройсман – часть новой Украины.
Ради всех украинцев, будем надеяться, что он прав.
Оригинал – Мелинда ХАРИНГ, Аtlantic Сouncil
Перевод: Андрей Сабадыр
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки