Почему политики побаиваются Facebook
Свеженазначенный генеральный прокурор и ветеран украинской политики Юрий Луценко позвал блогеров, чтобы объясниться. Раньше с ними уже встречались министры финансов, экономического развития, юстиции, внутренних дел, начальник Генштаба, глава Нафтогаза, военный прокурор, глава президентской Администрации, руководитель НАБУ, начальник Национальной полиции, на одну из встреч зашёл и премьер, правда, это был ещё тот премьер, да и министры того правительства. Этого достаточно, чтобы уверенно утверждать: в Украине работает необычный институт коммуникации власти и общества, такого больше нет нигде.
Конечно, американский президент, который встречается вообще со всеми, встречается и с блогерами. Даже поверхностное гугление выбрасывает новости о том, что в апреле прошлого года Барак Обама в Белом доме принимал топ-пятёрку "прогрессивных блогеров", а в октябре 2010 года в Шарлотте, штат Северная Каролина, беседовал с местными женщинами-блогерами на семейные темы. Только "прогрессивные блогеры" - при ближайшем рассмотрении ребята-демократы, когорта сетевых бойцов за идеалы Демократической партии, так что это была эдакая внутрипартийная встреча. А женская тусовка в Шарлотте - обыкновенная группа интересов, блогерство её участниц - так, дополнительное украшение.
Но вот чтобы представители высшего эшелона власти регулярно встречались с людьми, объединёнными одним признаком: наличием какого-то относительно немаленького числа подписчиков в Facebook и вниманием к общественно-политической тематике, такого в мире нигде больше нет, made in Ukraine в чистом виде.
Зачем это блогерам - понятно: любопытство. Что у них там, наверху, в мозгах и в душе, как она устроена, нынешняя власть, почему сделали это и не сделали того. В конце концов, просто посмотреть, как себя ведёт и говорит кто-то из тамошних, уже нелишнее наблюдение, пригодится для понимания и последующих комментариев. А вот зачем это представителям власти? Боятся? Уважают?
В первую очередь это, конечно, признание влиятельности. Блогер - из тех, кого называют популярными, - это такая ходячая ежедневная газета с тысячами, а то и десятками тысяч читателей. Когда-то на меня глубокое впечатление произвела цифра, которую назвала Оксана Забужко: суммарный тираж её произведений за всю творческую жизнь составил на момент нашего с ней разговора около 30 тыс. экземпляров. Это был, если не ошибаюсь, 2005 год. Надеюсь, сейчас значительно больше, но с активными блогерами ведущие деятели культуры по числу читателей тягаться не могут. Хотя вес слова, безусловно, несопоставим, но видит это слово разное количество людей. Немаловажно, что и публика в Facebook (а наши блогеры это фейсбук-блогеры) значительно более граждански активна, чем в среднем по стране. К этой аудитории политикам и чиновникам лучше не поворачиваться спиной. Вот они и норовят показаться лицом и при этом широко улыбаться.
Конечно, за этим кроется и колоссальная недоразвитость традиционных СМИ - полное отсутствие в стране, например, респектабельных ежедневных газет, стоящих на страже общественных интересов. И слабая структурированность общества, где ощущается острый дефицит гражданских организаций. Блогеры, по сути, совмещают в себе две функции - гражданский активизм и общественно-политическое информирование, как-то затыкая эту дыру в социальной ткани. Так что для представителей власти встречи с ними убивают двух зайцев: и гражданское общество уважить, и медиа.
Это полезна практика. Пока власти хотят, чтобы их правильно поняли, и идут на разговор, они не безнадёжны, хотя самих по себе задушевных разговоров, безусловно, мало. Верный признак серьёзных проблем - несущийся сверху монолог, заглушающий крики "А поговорить?" И ведь что ещё в блогерах замечательно: каждый посмотрит-послушает, а всё равно напишет что-то своё. Или не напишет - хозяин-барин, такому не прикажешь.
Пришёл черёд Юрия Луценко. Читайте завтра в блогах.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки