Российский Коммерсантъ об безударной тактике Виталия Кличка в политике
Боксер с мировым именем Виталий Кличко может составить серьезную конкуренцию на выборах 2015 года нынешнему президенту Украины Виктору Януковичу. Какой из боксера политик и чем он лучше других лидеров оппозиции, написал Валерий Калныш на страницах российского издания Коммерсантъ.
О том, что обладатель чемпионского пояса по версии WBC, боксер-тяжеловес Виталий Кличко стал главным конкурентом президента Виктора Януковича, с разницей в несколько дней сообщили два социологических центра. Они же зафиксировали падение рейтингов прочих украинских политиков, но оговариваются: до выборов еще далеко и считать этот "социологический нокаут" окончательным рано. Что же так увеличило силу УДАРа, как называют Украинский демократический альянс за реформы,— партию, созданную Виталием Кличко?
В политику Виталий Кличко шагнул в 2006-м: он принял участие в выборах мэра Киева и возглавил своих сторонников в борьбе за мандаты депутатов Киевсовета. Решить обе задачи не удалось — мэром Кличко не стал, уступив этот пост Леониду Черновецкому (23,7 процента голосов против 31,8), но свою фракцию из 14 депутатов боксер все-таки получил. В 2008-м очередная попытка побороться за пост градоначальника закончилась еще неудачнее: Кличко занял не второе, а третье место (17,97 процента). Он пропустил вперед не только Леонида Черновецкого, но и тогдашнего первого вице-премьера Александра Турчинова, которого называли правой рукой Юлии Тимошенко.
Главный вопрос, который задавали в ту кампанию Виталию Кличко (и задают до сих пор), звучал так: зачем ему, состоявшемуся в спорте профессионалу, человеку далеко не бедному, да еще и Герою Украины в придачу, соваться в политику? Отвечал на это Кличко примерно следующее: мол, жить в отсталой стране ему надоело, он хочет перенести на украинскую почву те традиции западной демократии, эффективность которых ощутил на себе, проживая на Западе (в первую очередь в Германии и США). Попросту говоря, он узнал, как хорошо "там", и хочет сделать так же хорошо "здесь".
Первый опыт включения в политику, которую он охарактеризовал как среду "более агрессивную и недоброжелательную, чем бокс", оставил у Виталия Кличко чувство растерянности. В интервью газете "Зеркало недели" после первого проигрыша на мэрских выборах боксер заявил в адрес политиков и прессы: "В боксе все действуют по правилам: дерутся только руками, а в украинской политике зачастую бьют сзади, да еще и кувалдой. Пришлось заново учиться держать удар".
И Виталий стал учиться. Только ленивый не пускался в рассуждения об интеллектуальных и ораторских способностях боксера-тяжеловеса (как и в сравнения с Арнольдом Шварценеггером), но Кличко реагировал спокойно. Похоже, он стал отдавать себе отчет в том, что в его случае применять силу (или только угрожать сделать это) бессмысленно и даже опасно.
При этом выяснилось, что он знает английский с немецким, а когда требует ситуация, пытается говорить и на украинском. Последнее, правда, получается у него примерно так же, как и у президента Виктора Януковича или премьера Николая Азарова,— временами смешно. Тем не менее, уроки родной речи чемпион мира по боксу берет не у кого-нибудь, а у Марии Матиос — живого классика украинской литературы и по совместительству народного депутата фракции, которую возглавляет сам же Кличко.
Что же касается Арни, то Кличко как-то заметил: "Когда я был подростком, свою комнату увешал фотографиями Арнольда Шварценеггера, Майка Тайсона, Сильвестра Сталлоне: всех тех, на кого хотел быть похожим... Тогда, мальчишкой, я даже представить не мог, что пройдет время и эти люди, которые для меня стали иконами, будут моими болельщиками. Придя к Шварценеггеру домой, я был поражен: как когда-то у меня висела его фотография, так теперь у Арнольда висит моя".
Виталий Кличко родился 19 июля 1971 года в Киргизии, в семье военного летчика. Как сам рассказывал, в роду слабаков не было: "Прапрадед кузнецом был. Рассказывают, подковы гнул, ремни рвал. Но природа природой, а если бы мы с Володей полагались только на нее, проигрывали бы первым встречным новичкам. Иными словами, сначала — техника, а генетика — в придачу".
В Украине семья Кличко оказалась в 1985-м. К 1996-му, когда Кличко начал карьеру боксера-профессионала, он уже окончил педагогический институт и аспирантуру Национального университета физической культуры и спорта Украины. За три года — в 1999-м стал чемпионом по версии WBO. Тогда же на него положил глаз легендарный американский промоутер Дон Кинг, однако от сотрудничества с ним братья отказались. Говорят, одной из причин стал случай в доме промоутера, куда тот сам пригласил Владимира и Виталия. Кинг сел за рояль и начал музицировать, но братья заметили, что рояль играет сам по себе, и потеряли веру если не в человечество, то, во всяком случае, в честность Дона Кинга. Последнему пришлось объясняться:
"Это было механическое пианино, а не какая-то там технология. Я умею играть на пианино и никогда не опускаюсь до подобных трюков... Они (братья Кличко.— "О") вменяют мне то, что хотят видеть. Но я прощаю их". Так или иначе, но Кинг их не продюсировал. А они обошлись без него.
С периодом 1990-х годов связана и самая закрытая страница в биографии братьев, злопыхатели утверждают, что в те смутные годы они были связаны с криминалом. В подтверждение демонстрировались фотографии — Кличко вместе с ныне покойными украинскими авторитетами Рыбкой и Боровиком (последний будто бы и устраивал встречу с Кингом). Разумеется, больше всего об этом говорили накануне парламентских выборов 2012 года, на которые Кличко пошел во главе партии УДАР. Перед съездом партии, на котором должно было быть объявлено о старте кампании, автор этих строк попросил Виталия прокомментировать скандальные фото. Вот какой был ответ:
— Эти люди (Рыбка и Боровик.— ред.) не являлись и не являются членами моей команды. Да, я знаком со многими поклонниками спорта, и с этими людьми в том числе. Но, думаю, с таким же успехом можно найти фото из детского сада, школы и сказать, что я стою с человеком, который сейчас является не очень порядочным. Как лицо публичное, я не отказываю никому, а "доброжелатели" с огромным удовольствием привязывают меня к авторитетам.
Эти слова сняли не все вопросы. Так, депутат Киевсовета Александр Пабат заявил, что "в 90-х только приезжий в Киев человек не знал, что Кличко начинали карьеру "торпедами" у Рыбки — криминального авторитета Виталия Рыбалко. Зарабатывали, так сказать, стартовый капитал и приобретали боевой опыт".
Катерина РИЗАНЧУК, katerizanch
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки