В Китае любой белый идиот может стать учителем и загребать деньги
В Южной Корее некоторые одержимые родители, которые хотят, чтобы их дети преуспевали в изучении английского языка, когда тем исполняется шесть месяцев, отправляют их на операцию по удлинению языка, полагая, что это улучшит произношение. Ну, правильно, чтобы меньше говорить, надо, наоборот, язык укоротить. Китай еще не достиг такого же уровня фанатизма в овладении разговорным английским, но он не за горами.
Написать эту статью меня побудил случай, когда я стал невольным свидетелем или слушателем разговора двух мам, которые обсуждали, сколько они платят учителям английского языка за то, что те дают частные уроки их детям. Когда я им сказал, сколько могли бы зарабатывать учителя их детей если бы они давали частные уроки китайским детям, то они мне возразили, заметив, что сначала надо знать китайский язык, чтобы там работать. В ответ на их реплику я просто пересказал им содержание одной из статей на эту тему. Выслушав меня и узнав, сколько учителя зарабатывают в школе, оплату репетиторства они знали, две мамы улыбнулись и сказали, действительно, почему молодые учителя иностранного языка не едут на работу в Китай?
О какой же статье идет речь, содержание которой я пересказал двум молодым мамам? Называется она «В Китае любой белый идиот может стать учителем и загребать деньги». Написана она была в 2014 году. Здесь я изложу ее содержание.
Вы хотели бы работать учителем английского языка в Китае, но не имеете педагогического опыта? Если вы белый и говорите по-английски, это не проблема. Многие частные школы примут вас на работу без опыта работы, сертификатов или рабочей визы. Иногда вам даже не нужно подавать заявление о приеме на работу. Нам предложили работу учителя в первую же неделю нашей поездки, когда мы стояли с лапшой в закусочной города Урумчи, на северо-западе Китая.
Фото via
"Не хотели бы вы поработать в моей школе?" спросила нас одна дама, и улыбаясь протянула нам две визитки. "Вы можете начать завтра."
Мы не знали, стоит ли смеяться над этим или нет. Было ли это серьезно? Никто из нас не имел ни малейшего представления о том, как обучать детей.
"Мы не говорим по-китайски" - сказали мы ей.
"Нет проблем", - ответила она быстро. "Ну, что скажете?"
Это было первое из многочисленных предложений работы, которые мы получали на улице, в кафе или во время посещения школ в течение двух с половиной месяцев нашего пребывания в Китае. Сектор частных школ в Китае растет почти на 15% в год, и спрос на преподавателей английского языка из-за рубежа особенно высок.
Читайте также: Почему жители Южной Кореи отказываются покупать японские товары
Из-за большого спроса на учителей английского языка в стране, из молодых иностранцев, большинство из которых не имеют квалификации для работы в качестве преподавателей английского языка, сформировался своеобразный "высший слой". В дополнение, примерно к 180 000 "иностранных экспертов", которые ежегодно приезжают в Китай по рабочей визе для работы в секторе образования, очень много тех кто имеет только туристическую или студенческую визу. Среди нескольких десятков учителей английского языка, с которыми мы говорили, только два человека имели официальную рабочую визу. Почти половина из них не имела ни педагогического опыта, ни дипломов.
На черном рынке учителям предлагают очень хорошую зарплату. Обычно объем работы невысок, и у учителей нет причин опасаться, что их будут привлекать к ответственности за свою работу. Многие родители, которые платят большие деньги за уроки, сами не говорят по-английски и испытывают трудности с пониманием прогресса своего ребенка, не говоря уже о компетенции учителя. Многие местные жители, похоже, не понимают, как легко найти работу в языковой школе, если у вас белая кожа и базовые знания английского языка, поэтому полностью доверяют учителям.
Куньмин, столица южной провинции Юньнань, является одним из городов, в котором процветание англоговорящих иностранцев стало возможным благодаря его прибыльным языковым школам (годовой оборот которых составляет 3,3 миллиарда евро). В городском районе, который называется Зеленое озеро – где очень много кафе, и куда приходят студенты соседнего университета Юньнань, для того чтобы позаниматься каллиграфией или выпить пива после университета, вместо местных диалектов вы скорее услышите смесь различных английских акцентов. Некоторые рассказывают об учебе, другие о своих планах на следующий день или о последнем вечере в пабе. Это смешанное общество, люди приезжают из разных стран, таких как Украина или Уругвай. Но почти всех их объединяет то, что они работают учителями английского языка неполный рабочий день.
Это Куньмин
Эрик, норвежец, приехавший в Куньмин, чтобы выучить мандаринский язык, не исключение. Когда мы с ним познакомились, он сидел в кафе и рисовал китайские иероглифы. За соседним столиком сидела группа американцев в майках, которые в два часа дня уже сделали второй заказ пива. Эрик посмотрел на часы и засмеялся. "Как иностранец в Куньмине, вы, кажется, делаете только четыре вещи: курите, пьете, преподаете английский язык и иногда изучаете китайский».
Эрик решил начать работать учителем английского языка неполный рабочий день вскоре после своего прибытия в Куньмин. Он слышал от друга, что учитель, дающий частные уроки, зарабатывает 120 юаней (почти 15 евро) в час, что является значительным доходом в Китае, где нормальный обед стоит 10 юаней. "Это очень просто", заверил его друг.
Эрик поехал в центр города, где Академия Лияо в одном из небоскребов снимает классную комнату один раз в неделю. Руководитель языковой школы немедленно нанял его и сказал, что первый урок начнется через два часа. Сертификаты не требовались. Поскольку у него не было рабочей визы, Эрик должен был получать зарплату наличными. Кроме того, тот факт, что английский язык не является его родным языком, проблемой не стал.
"Мой босс, я думаю, даже не знает, из какой страны я приехал", - сказал Эрик.
Большинство учителей английского языка, с которыми мы беседовали, сказали, что требования их работодателей к ним были очень низкими и почти никто из них не просил предъявлять сертификаты учителя. Если бы их попросили, можно было бы просто получить поддельные сертификаты за 200 евро. В 2007 году сообщалось, что 40% иностранных учителей на Тайване работали с поддельными документами. В Китае эта проблема стоит настолько остро, что китайский профсоюз завел черный список фальшивых учителей иностранного языка. Однако контролю препятствует тот факт, что многие языковые школы нанимают своих учителей на работу по-черному и платят наличными.
Наилучшим объяснением этой нехватки квалифицированных учителей является статистика. В 2010 году, по оценкам "Гардиан", около 30 000 организаций предлагали частные уроки английского языка, то есть в два раза больше по сравнению с 2005 годом. Однако спрос на новых квалифицированных учителей из-за рубежа настолько велик, что учителей постоянно не хватает.
Читайте также: Торговый спор между Японией и Южной Кореей достиг нового уровня эскалации
Высокий спрос также отражается и на хорошей заработной плате, которую получают учителя из-за рубежа. Эрик зарабатывает в три раза больше, чем средний учитель китайского языка.
В школе Роберта, крупнейшей частной языковой школе в Куньмине, ежемесячная зарплата иностранного учителя, преподающего 25 часов в неделю, составляет 10 000 юаней (1200 евро). Китайцы получают от 3 000 до 6 000 юаней (от 360 до 730 евро) в месяц, в зависимости от стажа работы. Разница в заработной плате объясняется тем, что иностранных учителей труднее найти. Уроки английского языка, преподаваемые иностранцами, стоят 40 юаней, в то время как китайским учителям английского языка платят только 30 юаней. Иностранцы, имеющие более длительный опыт преподавания, ученую степень или сертификат TOEFL, получают еще более высокую заработную плату.
Ну, что, уважаемые учителя английского языка, убедил я вас?
Підписуйся на сторінки UAINFO у Facebook, Twitter і Telegram
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки