Послесловие к Зеленскому: станет ли Украина Европой без национального государства
На самом деле, этот текст не о Зеленском. Он о той дискуссии, которая возобновилась после его избрания. Он о том, может ли Украина стать Европой без попыток выстроить национальное государство, пишет Павел Казарин специально для "Крым.Реалии"
Споры эти идут между теми, кто российского будущего для Украины никак не хочет.
По одну сторону баррикад – те, кто хочет построить национальное государство. Со всем необходимым перечнем символических институтов. В этом списке – язык и история, пантеон героев и национальные атрибуты. Они кивают на пример западных соседей и говорят о том, что Украина хоть и опоздала пройти аналогичный путь, но избежать этого все равно не сможет.
По другую – те, кто привык кивать на ЕС. Они говорят, что ключевой идентичностью для украинцев должна стать европейская. Что именно она может стать универсальным знаменателем для всех – и примирить столь разные региональные идентичности и судьбы. "Я – европеец", с их точки зрения, это пример удачного компромисса, потому что знаменует движение в будущее, а не споры о прошлом.
Читайте также: Забудь-те: нам снова предлагают отказатьмся от истории и культуры
В качестве аргумента сторонники второй позиции приводят современную Европу. Которая после объединения смогла переступить через территориальные споры и региональные обиды. Которой удалось скрестить комфортный быт с индивидуальной свободой. Их условная позиция довольно проста: зачем идти по пути двадцатого века, если можно сразу отправиться по маршруту двадцать первого?
Политика пятого президента Украины вписывалась в ожидания первого лагеря. Национальная церковь, закон о госязыке, новые праздники и новые символы – он создавал атрибуты национального государства по образу и подобию других стран Восточной Европы. За это его любили одни и не любили другие.
Политика шестого президента меньше всего сосредоточена вокруг прежнего дискурса. Вместо этого он говорит о "компромиссных героях", значимости бытового комфорта и второстепенности символического ряда. За это ему аплодируют одни и не готовы доверять другие.
Эта схема весьма условна, но это сознательное упрощение. Его можно свести к одному простому вопросу. Может ли Украина проскочить стадию построения "национального государства" и сразу взять себе за ориентир "европейскую идентичность".
Скорее всего нет. По нескольким причинам.
Во-первых, современный Евросоюз – это не концепция наднационального объединения. Напротив, это доведенная до максимума история про национальные государства. Это история про рыночную синергию, правовую унификацию, правила общежития и открытые границы. Но не более. Каждый участник этого объединения прошел тот самый путь, который Украина пытается преодолеть сегодня. А общеевропейская идентичность всего лишь дополняет национальную – но никак не подменяет ее.
Читайте также: Портников: Той, хто каже "какая разница" – ворог і Путінів союзник
Во-вторых, попытки противопоставить "либеральный рай" – "национальному государству" чаще всего рождаются из непонимания природы вещей. В свое время национальные государства пришли на смену феодализму. И в этот момент начинают работать простые законы истории. Отказ от более прогрессивной формы существования не приводит вас к следующему эволюционному этажу, а отбрасывает на предыдущий.
В-третьих, сама форма современной демократии строится на национальной солидарности. Например, люди готовы принимать результаты выборов только в том случае, если политические партии разделяют одни и те же национальные ценности.
В противном случае каждые выборы превращаются в референдум о прошлом – и страна продолжает тонуть в междоусобицах. В конце концов, именно солидарность внутри границ приводит к тому, что незнакомые люди готовы платить налоги ради общего будущего неизвестных ему лично людей.
Если кто-то так и не удосужился провести разницу между патриотизмом и шовинизмом – это явно не проблема национальных государств. А потому, мне кажется, что мы все равно не избежим дискуссии о собственном прошлом. Просто потому что без нее Украина не сможет договориться о самой себе. Да, этот процесс будет долгим – но без него нет смысла рассчитывать на хоть какое-то пространство общей солидарности. Эволюция состоит из лестничных пролетов и перепрыгнуть через ступени вряд ли получится. Как бы кому не хотелось.
В конце концов, все счастливые страны похожи друг на друга. Каждая несчастливая – несчастна по-своему.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки