Иностранцы в правительстве Украины? Да, и еще раз да - мнение
Вчера Блок Петра Порошенко назвал кандидатов в правительство и среди них оказалось три иностранца - беспрецедентный шаг для современной Украины. Один литовец, один грузин и одна американка. Поддерживаю это решение двумя руками, пишет журналист и главный редактор издания "Новое время" Виталий Сыч в блогах одноимённого сайта.
Литовца Айвариса Абромавичуса и американку украинского происхождения Наталью Яресько, которая много лет возглавляет инвестиционный фонд Horizon Capital, я знаю лично. Последнюю - довольно хорошо, чтобы не сомневаться в ее профессионализме и - главное - бОльшем патриотизме, чем у многих, кто называет себя украинцем.
Украинцы, которые обычно входят в правительство, связаны множеством обязательств - человеческих и других - с рядом людей, которые являются чем-то вроде акционеров этого правительства. В итоге им неудобно делать что-либо, что этим акционерам может навредить. В итоге все годами топчутся на месте. Есть люди, которым неудобно что-то менять и есть люди, которым неудобно сделать что-то неудобно тем, кому неудобно. У этих людей такой орган, как неудобно отсутствует.
Будь моя воля, я бы все правительство нанял из американцев, немцев и норвежцев, и поверьте, есть люди с большим опытом, готовые работать честно и без сверхвысокой оплаты. По крайней мере, я знаю достаточно для того, чтобы заполнить все места в Кабмине.
Сейчас же разгорелась дискуссия о том, стоит ли в правительство вообще приглашать иностранцев, ведь это непатриотично. Некоторые считают, что это проблема, потому что у иностранцев нет политической ответственности. Мне же кажется, что есть проблема у тех, кто полагает, что для того, чтобы качественно и совестливо выполнять свою работу, нужно чувствовать политическую ответственность. Не все в это могу поверить, но некоторым достаточно внутренних ориентиров.
Вчера же стало известно, что на пост кандидата первого зама министра внутренних дел претендует грузинка Эка Згуладзе. Эта довольно молодая женщина, которая в возрасте 27 лет провела впечатляющую реформу МВД в Грузии. Это ключевая реформа, которая и принесла основную славу грузинским реформаторам. Мало кто себе представляет даже в Украине, каков был уровень преступности в Грузии до прихода Михаила Саакашвили на пост Президента - 80% воров в законе бывшего СССР были родом из Грузии, высокий статус криминалитета в Грузии был настолько закреплен в социальном сознании, что 75% грузинских мальчиков при опросе отвечали, что хотят стать вором в законе, когда вырастут.
Мы - значительно бОльшая страна и у нас большие проблемы, но у нас нет такой степени запущенности общественно-политических процессов, которые были в Грузии. Згуладзе - одна из тех, кто не только поборол грузинский криминалитет, но и сделал ре-брендинг грузинской милиции, превратив ее в полицию с уровнем доверия в 82%, редким даже для Европы.
Четыре года назад я встречался с Экой Згуладзе в Тбилиси. Тогда она стала героиней моей статьи Революция Яппи, которая вышла в журнале Корреспондент в мае 2010-го. Прочтите этот фрагмент статьи. Надеюсь, через 5 лет кто-то сможет написать нечто подобное и об Украине. И еще раз повторюсь: не надо думать, что Украина обречена, масштаб проблем у Грузии был намного бОльшим. Просто нужно перестать ляпать языком и наконец взяться за разбор авгиевых конюшен. А всем остальным поддержать.
--------------------------------
Революция Яппи
Первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе распахивает дверь и заходит в комнату для переговоров в здании, которое больше подходит для музея современного искусства, чем для места работы высоких милицейских чинов постсоветской республики. 31-летняя девушка - одна из тех, кто за несколько лет выжег коррупцию на теле одной из самых бедных и коррумпированных стран мира.
16 января 2004 года Грузия объявила войну сразу на два широких фронта - взяточникам в госструктурах и ворам в законе, которые к тому времени де-факто управляли государством.
В этот день был арестован бывший глава железной дороги за нецелевое использование средств. Уже на следующий день правительство Грузии под руководством новоизбранного президента Михаила Саакашвили арестовало бывшего министра энергетики. Через месяц был закрыт мощный конгломерат в Аджарии. Еще через несколько дней на борту самолета Тбилиси - Париж был арестован зять Шеварднадзе.
Новая власть не жалела никого, и ранг подозреваемого не был помехой. Саакашвили рассказывает, что с момента его прихода к власти за коррупцию были арестованы несколько министров и шесть членов пропрезидентского большинства в парламенте.
"Я, собственно, в Киев учиться поехал, потому что с меня за поступление требовали в то время [1984 году] 50 тыс. руб, представляете? А в Украине я поступил бесплатно", - улыбается выпускник Киевского института международных отношений Саакашвили.
Если взяточничеству в госорганах новое правительство переломало хребет довольно быстро, то в лице воров в законе Згуладзе и ее коллегам пришлось бороться с самими устоями грузинского общества. Замминистра МВД вспоминает: результаты опросов детей в школах в начале 2000-х годов показывали, что 75% мальчиков мечтали стать ворами в законе, а около половины девочек мечтали выйти за них замуж. На воров в законе в Грузии смотрели как на Робин Гудов - людей, которые сопротивлялись системе, объясняет она.
"Государства как такового здесь тогда не было. Страной управляли воры в законе, коррумпированные милиционеры и чиновники-феодалы", - описывает Згуладзе масштаб задач своего ведомства того времени.
Новое правительство пошло на экстраординарные меры. В 2005 году в Грузии вступил в силу закон, разрешающий приговаривать к тюремному сроку всех, кто признает себя вором в законе, даже если нет доказательств его вины. Согласно неписаному кодексу чести вор в законе не может отрицать свой криминальный статус и обязан отвечать утвердительно на прямой вопрос. Параллельно МВД разослало всем региональным шефам милиции циркуляры, предупреждающие о том, что через месяц будет уволен каждый, в чьей зоне ответственности останется хотя бы один вор. Посыпались
аресты.
Згуладзе, которой во время начала реформ было 27 лет, вспоминает, что тогда грузинские воры собрались на сходку в Москве, где - учитывая сложившиеся обстоятельства - решили сделать исключение для воров в Грузии и позволить им отвечать "нет" на вопрос о своей причастности к организованной преступности. Это не помогло. Всего за последние годы в стране было арестовано 214 воров. Восстание в тбилисской тюрьме было подавлено силой, семеро заключенных погибли. Организации по защите прав человека требовали расследования. Правительство оставалось непреклонным.
"В Украине тяжело понять, но в Грузии в 1990-х годах главного вора в законе в аэропорту встречал лично министр внутренних дел и с кортежем отвозил его домой", - оправдывает президент Саакашвили жесткость силовых мер.
Согласно данным Згуладзе, на сегодняшний день в Грузии не осталось ни одного вора в законе. Если раньше в республике воровали около 50 автомобилей в день, то сегодня - один в полгода, и машины никто не закрывает, с гордостью добавляет она.
Нынче в Тбилиси по вечерам популярная среди молодежи улица Шарден битком набита парнями и девушками, беззаботно танцующими в клубах и потягивающими коктейли на открытых площадках ресторанов. У беззаботности есть своя цена. Новые законы в Грузии приравнивают даже мелкие правонарушения и коррупцию к серьезным преступлениям, которые могут привести к длительному заключению. В результате за последние годы количество заключенных в стране выросло вчетверо, с 5 тыс. до 20 тыс., а республика заработала репутацию государства с одним из самых высоких в Европе показателем количества заключенных на душу населения - третьим после России и Беларуси.
"Сейчас за кражу мобильного телефона можете получить семь лет. А если забудете мобильный телефон в баре, догонят и вернут, еще и попросят, чтобы забрали", - рассказывает Татьяна Федорченко, генеральный директор компании Тавази, которая переехала в Грузию из Украины более 15 лет назад.
Карательные меры по уничтожению паразитирующих на бизнесе проверяющих органов были не единственным средством достижения высокого качества грузинской элиты. Летом 2005 года власти начали свою самую громкую реформу - тотальную чистку госаппарата. В один день были уволены 14 тыс. гаишников, немалая сила для страны с населением в 4,5 млн человек. За несколько часов ГАИ, как одна из самых коррумпированных государственных служб, была попросту ликвидирована. Молодые чиновники МВД начали набор в новую службу - теперь уже полицию.
"Три месяца машины на дорогах не контролировал никто. Все боялись: что же будет? - вспоминает первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе. - Не случилось ничего. И вы знаете, было даже неплохо".
За три месяца правительство сформировало полицию с новыми зарплатами - минимум $400 против прежних $30, - новой формой и новыми машинами, Volkswagen Passat. Згуладзе, которая до работы в правительстве училась в США и несколько лет работала в инвестиционном фонде, говорит, что она и ее коллеги хотели предложить людям "полностью новый продукт".
"В день, когда мы вывели на улицы новых полицейских, прохожие были в шоке. Они останавливались, смотрели на них, подходили, разговаривали, им казалось, что должен быть какой-то подвох".
Молодым людям нравилось работать в полиции. Тех, кто брал взятки, тут же выгоняли. Перед новым ведомством стояла амбициозная задача - заставить водителей уважать правила дорожного движения. Згуладзе рассказывает, что целый год ее служба концентрировалась на том, чтобы заставить водителей останавливаться на красный свет. Еще год - на том, чтобы они останавливались у линии, а не за ней. За несколько лет уровень доверия к полиции в Грузии с нескольких процентов вырос до 82% . Эймонд-Ларитаз называет это шокирующим показателем, который превышает аналогичный в его родной Франции.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки