MENU

В ближайшее время возможна борьба между партиями Порошенко и Яценюка

6267 2

В ожидании чуда

Коалиция не стала делиться властными полномочиями

Подготовка к Новому году на высшем политическом уровне проходит с большим количеством эмоций и маленьким коэффициентом полезного действия. Разногласия между разными участниками парламентской коалиции все сложнее скрывать от постороннего глаза. 

Ставка на «новых украинцев»

Президентская команда сумела обойти на повороте заклятых друзей из «Народного фронта» в деле формирования нового состава правительства. Арсений Яценюк слишком увлекся отстаиванием возможности продолжать карьеру министра внутренних дел Арсеном Аваковым и пропустил эффектный выпад с Банковой: там предложили сразу нескольких иностранцев назначить министрами в новом правительстве, а экс-главу МВД Грузии Эку Згуладзе - сделать первым заместителем Авакова. Не лишним будет напомнить, что коалиционное соглашение предполагает возможность каждому главе министерства самому определять заместителей и руководителей структурных подразделений. 

Петр Порошенко воспользовался своим правом и оперативно предоставил украинское гражданство Наталье Яресько, Айварсу Абромавичусу и Александру Квиташвили. Пожалуй, только последнего из упомянутых министров можно назвать в какой-то мере «иностранным парашютистом», ведь новые главы министерств финансов и экономического развития и торговли не просто давно живут в Украине, но и хорошо разбираются в ее специфике, поскольку до прихода в правительство управляли инвестиционными фондами. Интересно, насколько быстро компетентные органы предоставят доступ к государственной тайне новоиспеченным согражданам? В любом случае перед ними стоит очень непростая задача: осуществить в кратчайшие сроки преобразования, на которые не хватало смелости у предшественников. При этом необходимо учитывать тот факт, что украинская казна отнюдь не ломится от избытка доходов, а уровень общественных ожиданий остается высоким.

Кроме оперативно импортированных министров в правительстве Яценюка есть обладатели западных дипломов Алексей Павленко (министр АПК) и Андрей Пивоварский (министр инфраструктуры), носитель внушительного аппаратного опыта Валерий Вощевский (вице-премьер) и целая группа президентских выдвиженцев. При этом у большинства новых министров нет опыта работы в исполнительной власти, а вызовы, стоящие перед страной являются беспрецедентными. 

Уже сегодня очевидно, что в Кабинете Министров создана своеобразная система сдержек и противовесов: кандидатуры от «Блока Петра Порошенко» имеют численное преимущество, а представители «Народного фронта» заняли ключевые должности министров юстиции и Кабинета Министров. Похоже, уже в ближайшее время мы станем свидетелями аппаратной борьбы между представителями двух партий власти. Интересно, что анонсированная для представителя ЕС должность первого вице-премьера остается вакантной. 

Арсений Яценюк на первом заседании нового правительства призвал новых подчиненных определиться с тремя приоритетами в работе на следующий год, подчеркнув, что бюджет-2015 будет достаточно жестким. В Интернете уже гуляют разнообразные вариации на тему грядущего реформирования социальной сферы и экономики в целом, но говорить об этом предметно можно будет только после обнародования правительственных инициатив, ожидающегося в третьей декаде декабря. 

Информационный аппендикс

Наибольший резонанс в обществе вызвало появление в новом Кабинете Министров министерства информации, которое возглавил народный депутат и президентский кум Юрий Стець. Сторонники создания нового правительственного подразделения утверждают, что ему будет по силам вести пропаганду на неконтролируемых украинской властью территориях Донбасса, организовать украинское вещание на Крым и противодействовать российскому информационному влиянию на Украину. Правда, кроме обещания за две недели восстановить вещание украинских телеканалов в зоне АТО новый министр не предоставил реальных планов своей работы. Более того – самого министерства пока не существует, на стадии обсуждения находится положение, регламентирующее его деятельность. Зато громко обещано, что Мининформ будет потреблять минимум государственных средств.

В журналистской среде создание нового министерства было встречено в штыки, поскольку многие сотрудники СМИ подозревают его в стремлении под благовидными намерениями внедрять цензуру и ограничивать свободу слова. Следует признать, что сам Юрий Стець ранее в подобных «фокусах» замечен не был, но в Украине хватает энтузиастов, готовых испортить любое благое начинание. К прежним проколам нового министра можно отнести тот факт, что на пост начальника управления информационной безопасности Национальной гвардии Стець не смог предотвратить бунт солдат-срочников в Петровцах, завершившийся митингом у стен президентской администрации накануне назначения Степана Полторака министром обороны. 

Создание министерства информации выглядит странным и потому, что подобных структур нет в странах Европейского Союза, а многие небезразличные украинцы противостоят информационной агрессии России в социальных сетях без государственной координации и ценных указаний чиновников. Получается это неплохо, к тому же и частные телевещатели уже начали зеркально реагировать на действия агрессоров. Поэтому создание государственной информационной надстройки выглядит капризом приближенного к главе государства политика.

Делить по-новому

Благословив новый состав Кабинета Министров на очистку авгиевых конюшен в исполнительной власти, законодатели приступили к разделению собственного властного пирога. После избрания председателя Верховной Рады (Владимир Гройсман, как и многие другие новички, пока в президиуме чувствует себя не слишком комфортно) оставалось закрыть вакансии вице-спикеров и избрать глав профильных комитетов парламента. Вокруг этих должностей развернулась нешуточная борьба, непопулярным оказался только пост председателя комитета по вопросам культуры и духовности, на который не наблюдалось очереди из претендентов.

Представители коалиции «Европейская Украина» решили действовать не совсем по-европейски, да и из украинской парламентской традиции их действия выбились. Уже несколько созывов подряд руководящие должности в Верховной Раде распределялись по квотному принципу, причем представители оппозиции получали если не контроль над ключевыми комитетами, то реальную возможность влиять на законодательный процесс. Но на этот раз то ли претензии парламентских неофитов оказались заоблачными, то ли взял верх политический прагматизм, но «Оппозиционному блоку» резко и однозначно отказали в претензиях на место в президиуме Верховной Раде и контроле над парламентским комитетом по вопросам свободы слова. Членам коалиции вскоре придется пояснять причины своих действий на официальном уровне и в неофициальных беседах с европейскими коллегами-парламентариями, которых может удивить подобная дискриминация. 

Однако на этом сюрпризы в вопросе формализованного распределения парламентского влияния не закончились. Парламентарии 249 голосами проголосовали за постановление, которым определили руководящий состав 24 из 27 профильных комитетов Верховной Рады, бесхозными остались регламентный, по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ и по вопросам финансов и банковской деятельности остались пока без председателей. Глава фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко заверил, что этот коалиционный промах будет разрешен уже на ближайшем парламентском заседании. «БПП», как и положено крупнейшей фракции, получил контроль над 10 парламентскими комитетами, «Народный фронт» - 7, «Батькивщина» и «Самопомощь» будут руководить каждая тремя комитетами, а Радикальная партия Ляшко – одним.

Стоит отметить беспрецедентный всплеск гендерного равенства в новой парламентской табели о рангах. Вице-спикером парламента стала Оксана Сыроед из «Самопомощи» - представительница прекрасного пола впервые за годы независимости получила место в парламентском президиуме. Сделанное ей резонансное заявление о необходимости перехода правительства на работу в закрытом режиме отнесем на счет волнения на новой должности. Женщины-парламентарии возглавили каждый четвертый из комитетов Верховной Рады, причем у международной политики законодателей теперь привлекательные женские – Ирины Геращенко и Анны Гопко – лица. 

Парламентарии восьмого созыва решили не мириться с давней истиной «пряников сладких никогда не хватает на всех», и создали немало второстепенных на первый взгляд, но оплачиваемых из бюджета должностей. Если тенденция сохранится, то через пару парламентских созывов под куполом не останется рядовых нардепов – все будут обладать мало-мальски весомой должностью в иерархии законодательного органа. Это не только укрепляет веру в себя, но и улучшает материальное благосостояние.

Раздвоение оппозиции

Нужно отметить, что кроме «Оппозиционного блока» правящая коалиция отодвинула от контроля над парламентскими комитетами и депутатские группы «Воля народа» и «Экономическое развитие», и внефракционных парламентариев. Такой подход вряд ли способен скрыть разногласия и неудовлетворенные кадровые аппетиты внутри самой коалиции, которые проявятся (как уже не раз бывало) в самый неподходящий для этого момент.

Что касается статуса оппозиции, то бывшие «регионалы» могут оказаться в невыгодной ситуации, если инициаторам создания объединения «УкрОп» удастся придать ему форму депутатской группы. Представители «Свободы», «Правого сектора», самовыдвиженцы, которым не нашлось места во фракциях коалиции могут попытаться выкристаллизовать собственные политические интересы и продемонстрировать, что и они являются официальными оппонентами новой власти. Но – в отличие от представителей «Оппозиционного блока» - готовыми к продуктивному диалогу.

Независимо от степени интенсивности выяснения отношений между слугами народа, им придется осознать главное: в парламентско-президентской республике именно Верховная Рада должна играть ведущую роль, выступать в качестве камертона преобразований. И главе государства, и премьер-министру придется не только демонстрировать единство с парламентариями, но и действовать в одном ключе. Украина сегодня располагает рекордно коротким временем для демонстрации своей способности выйти из самого тяжелого за годы независимости кризиса, охватившего все сферы общественной жизни. От согласованности действий и способности усмирить партийные амбиции ради реализации государственных интересов зависит судьба крупнейшего европейского государства. И в этом утверждении нет преувеличения.

Євген МАГДА


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини