О скандалах вокруг Шустера
1. Что касается премьеры Савика Шустера на каналах «24 и «112 Украина», во время которой у него в эфире было прямое включение небезызвестного российского политолога, журналиста Максима Шевченко. Как известно, открытыми заявлениями по этому поводу обменялись канал «24» и сам Савик. По-человечески я понимаю реакцию канала, который был, возможно, атакован возмущенными зрителями. В то же время - я целиком на стороне Савика.
Мне уже приходилось писать в своей статье "Интер" как зеркало гибридного медиапространства Украины», что я считаю оправданным ограничения, как инициированные государством, так и в рамках саморегуляции социально ответственных медиа - на демонстрацию РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО продукта страны-агрессора. А также персонажей, его персонифицирующих, заявивших о своей антиукраинской позиции. Хотя бы, помимо всего прочего, ради того, чтобы не кормить страну-агрессора! Мы ведь призываем бойкотировать российские продукты в супермаркетах, правда?
Также я считаю оправданным запреты на трансляцию телеканалов, которые заменили новости, информацию - пропагандой и ложью. Как и продукта подобных телеканалов подобного формата - политических ток-шоу, скажем.
Также нельзя предоставлять трибуну террористам - хотя соглашусь с Савиком и в этом, что и их позицию надо знать обществу. И тут, думаю, могли бы сработать ограничения сугубо количественные на длительность синхрона террористов, которые могут использовать телеканалы - 30 секунд, 40, решить должны специалисты.
Но! Мы не имеем права и не должны запрещать СМИ давать заявления, мнения политиков, государственных чиновников, экспертов, представляющих страну-агрессора. Не должны - как минимум потому, что нам надо это знать для выработки своей позиции и своего поведения. Не можем - так как запрет на распространение ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМОЙ точки зрения любого жителя нашей планеты является цензурой и ограничением свободы слова. Как я писала в вышеназванной статье: «...мы не уйдем от освещения контроверсийных, жестких, острых тем, их обсуждения в новостях, политических программах, ток-шоу.
Их замалчивание равносильно эффекту кипящей кастрюли с закрытой крышкой, а конкуренция разных политических идей (заангажированностей) - условие самого существования общества, его устойчивости».
Мы можем запретить распространение лженовостей, дезинформации. Мы можем запретить - тем более, во время фактической войны - призывы к свержению государственного строя, невыполнению законов, и так далее. Но мы не можем запрещать распространение мнений. Скажем, я могу согласиться с пресечением призывов к отказу от мобилизации от Руслана Коцабы. Поскольку призывы эти являются не просто точкой зрения, а побуждением не выполнять закон, а шире - и посягательством на целостность страны. Но я не соглашусь с ограничением права того же Юрия Шеляженко высказать свое МНЕНИЕ в блоге на ТК по поводу ситуации с Коцабой, в независимости от того, соответствует или нет эта точка зрения нашей.
И это уже дело самих телеканалов, продакшнов - решать, в каком формате, и каким хронометражом выпускать в эфир контроверсийные заявления. А их чувство меры, социальной ответственности, патриотизма и т.д. должны при этом оценивать зрители, эксперты, телекритики - но не государство! Когда-то уже был скандал в связи с предоставлением у того же Савика слова Аксенову, председателю совета министров оккупированного Крыма. Я и тогда считала, что единственное, что можем мы обсуждать - это вопрос, не слишком ли много внимания было уделено его выступлению в программе, но не сам факт приглашения Аксенова в ток-шоу. И, еще раз подчеркну, обсуждать только в экспертной, профессиональной и зрительской среде, но не на уровне государственных органов.
Надеюсь, скандал вокруг программы Савика заглохнет, не начавшись. Добавлю только, что, по иронии судьбы, как раз ток-шоу Савика было в минувшую пятницу куда как более лояльным в оценке действий украинской власти в связи со вторым минским соглашением, чем критичное «Черное зеркало» Евгения Киселева на «Интере».
2. В отношении же ситуации вокруг трансляции заявления Президента - то у меня остались вопросы только к Юрию Стецю, главе Мининформполитики.
Со всеми остальными картинка уже более-менее прояснилась. Была очевидная ошибка Администрации Президента (АП), которая вовремя ОФИЦИАЛЬНО не сообщила многим телеканалам о том, что будет организована трансляция и не предоставила им код сигнала, как это обычно делается. Можно списать это на цейтнот и на то, что пресс-служба все силы бросила на обеспечение трансляции за рубеж, «своих», как обычно, отодвинув на задний план.
Можно было бы отнестись к этому даже более снисходительно (бывает, ошибаются все), если не одно НО. Согласитесь, ну очень странным выглядит то, что АП не позаботилась о трансляции и на государственном канале - Первом национальном! И этот факт высвечивает более важную проблему нашей информационной среды. Все больше 5 канал, принадлежащий президенту Порошенко, и политически превращается в «президентский»! А это - точно проблема. Когда в АП главным для себя каналом считают не государственный Первый национальный, а частный 5 канал, да еще и принадлежащий лично патрону - Система явно изначально налажена неправильно!
И не важно в данном случае, что после 23.00. на Первом вещает частная же «Эра» - знаем, что это решаемо, «Эра» могла транслировать заявление, если бы вовремя была предупреждена. Важно, что до сих пор частный канал де-факто находится в отношениях субаренды - запрещенной нашим законодательством! - эфира канала государственного, и что государственное до сих пор не стало Общественным, после чего, насколько известно вашему автору, «Эра» должна лишиться права вещать на частоте Первого национального.
Но это - уже другая история, хотя если бы глава Мининформполитики озаботился этим вопросом - это было бы, думаю, гораздо более адекватно, чем его посты в ФБ по поводу эфиров и публикаций частных СМИ.
Одновременно нельзя не заметить, что и некоторые коммерческие телеканалы «стратили» в ночь на 15 февраля, и на каналах тоже сработал «казус исполнителя», судя по всему. Ибо те, кто вовремя сориентировался, сумел таки достать сигнал - от «Украины», которая, как и 5 канал, подписана на платный APTN, от Reuters. По словам Святослава Цеголко, и 5 канал раздавал бесплатно сигнал всем, кто к нему обратился (заметьте: 5-й, а не Первый национальный, что еще более подчеркивает абсурдность ситуации).
Но! Вся эта нервная, конфликтная ситуация, думается, так бы и осталась предметом разборок между АП и топами каналов, если бы у себя в Facebook министр информполитики, который не имел никакого отношения к организации трансляции и, судя по всему, не знал о всех нюансах происходящего, скоропалительно не ОБВИНИЛ частные телеканалы в якобы саботировании заявления Порошенко и не ПРИГРОЗИЛ ответственностью.
И вот тут и возникает главный вопрос, высвеченный всем скандалом - о полномочиях новой государственной структуры и ее адекватности моменту. Как известно, в ситуации с новогодним эфиром на «Интере» медиасообщество негативно восприняло жесткую реакцию главы СНБО Турчинова и того же Стеця - как превышающую их полномочия. Нацрада по вопросам ТВ и РВ - вот орган, который призван регулировать деятельность вещателей, в том числе и частных.
Но когда приватным телеканалам новый министр вновь угрожает ответственностью, да еще и за НЕСОДЕЯННОЕ - это уже полный... пардон, нонсенс. На каком основании минформполитики может угрожать ответственностью частным телеканалам? На каком основании оно может им угрожать только лишь за то, что те просто не транслировали чего бы то ни было - тем более, в отсутствии ОФИЦИАЛЬНОГО извещения телеканалов о желательности и возможности такой трансляции? Ну и так далее.
Вопросов к Юрию Стецю все больше, мы пытаемся их задать лично, но пока что господин министр обижен за ошибку редактора «Телекритики» в заглавии в новости о нем, и от интервью отказывается. Ну что же, подождем, обида государственного мужа - это, конечно, серьезно :).
Но ничто не мешает нам высказать и Юрию Стецю, и всем нашим чиновникам одно пожелание: поменьше бы вам в соцсетях проводить время. Побольше бы работы в реале, а не виртуале. А то все чаще складывается впечатление, что пиару в соцсетях наши чиновники отдают гораздо больше времени и энергии, чем работе на результат.
Как написал Юрию Стецю в переписке в Facebook руководитель новостей «Плюсов» Сергей Попов: «...уточните, плз, у нас теперь все обращения президента будут анонсироваться в твиттере и только в нем? Мне это важно понимать, чтоб не допускать досадных оплошностей».
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки