С приходом «регионалов» достойные лидеры оказались на уровне маргиналов
Большим достижением Оранжевой революции было создание возможности для самореализации амбициозных и целеустремленных украинцев. События 2004 года фактически сформировали политический рынок, где победителя определяли не кулуарные договоренности , а демократические выборы. Конкуренция за власть требовала от кланов рекрутировать квалифицированные кадры, гарантирующие успех. Политическая конкуренция катализировала такие процессы в других отраслях.
Именно тогда появился шанс у выходцев из обычных «крестьянско-рабочих» семей. Лишенные протекции благодаря принадлежности к правящей силы или влиятельных и состоятельных родителей, амбициозные профессионалы компенсировали это собственной активностью, нестандартным мышлением, образованностью, успешными (а главное, результативными) общественными инициативами. Все это позволяло подниматься социальным лифтом.
Привычным явлением стало появление молодых общественных лидеров среди депутатов городских и областных советов, среднего менеджмента финансово-промышленных групп и т.п.. У украинской молодежи, которая получала образование за рубежом, появилась альтернатива на родине, поэтому она начала возвращаться домой. Украина временно стала государством, где начало зарождаться такое явление, как selfmade man.
В советской по духу государстве возникли альтернативные центры формирования элиты, которыми преимущественно стали неприбыльный сектор (общественные организации, аналитические центры, благотворительные фонды, церкви) и медиа.
Конечно, не стоит идеализировать постпомаранчеви времена, ведь топ-менеджмент все равно оставался закрытым политклубом. И эта болезнь протекционизма наконец покосила как партию Виктора Ющенко, так и Юлии Тимошенко. Однако был доступ к руководящим должностям среднего звена.
Ситуация кардинально изменилась с приходом к власти донецких. Они привнесли новые стандарты лидерства: конформизм, послушание, покорность, верность, но не принципам и идеалам, а конкретным лицам, предоставившим «политическую жизнь». Даже принадлежность к Партии регионов не гарантировала «светлого будущего». Удивительным явлением стало устройство на высокие должности в различных отраслях (от руководителей регионов до главных врачей) выходцев из Донбасса.
Эрозия элиты, когда достойные лица оказались на уровне маргиналов, а посредственности стали у руля государства, имеет два последствия.
Первой - это эмиграция амбициозных специалистов за границу. Желание получить возможность самореализации, зарабатывать приличные деньги, иметь в себе человеческое отношение со стороны государства будет заставлять искать лучшей доли в цивилизованных странах, а не failed states («несостоятельных государств», к которым уже смело можно причислить Украину).
Однако не все «маргиналы-пассионарии» оставят Украину. Одним трудно акклиматизироваться в чужой среде, вторые все же стремиться утвердиться на родной земле, третьих мотивировать желание установить справедливость и выдворить обывателей из Донбасса подобное.
Поэтому второе следствие будет состоять в борьбе условных маргиналов с псевдоэлитой. Понимание, что надо реформировать страну и как это следует делать, вместе с лишением доступа к рычагам изменений радикализуватимуть готовность открыто противодействовать властям.
Нынешнюю ситуацию в Украине начала 2010-х годов друг к другу описал один из основателей теории элит Вильфредо Парето. Именно несоответствие статусов, рост потребности во власти, недостаток ресурсов, разные ценности и идеалы у людей приводят к политическому конфликту. Во время такого конфликта недовольны граждане проходят путь от квазигруп к консолидированным объединений, готовых не только бросить вызов, но и победить своих оппонентов.
Следовательно, власть будет сталкиваться с «умной оппозицией», во главе которой стоят не политические вожди и царьки, а конкретные идеи и принципы. Ее трудно разделить на «юлефанив» и «протывсихов». Они митингуют не за деньги, а за собственное будущее. Их голоса принадлежат не накрашенным и прилизанными образам политиков, а конкретным концепциям, стратегиям развития государства. Возможно, именно такой позиции нам не хватало, потому и топчемся на одном месте. Но, как предсказывал Парето, Украину ждут изменения.
Микола МАЛУХА jesfor
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки