MENU

Три сценария взятия Антикоррупционного суда под контроль Администрацией президента

2511 0

21 июня войдет в историю.

Вчера принят закон о создании Антикоррупционного суда.

Победа? Точка?

Нет.

Вас не смущает, что власть так быстро приняла этот закон? Притом, что два года всячески тормозила процесс.

И меня смущает. Имею для вас два момента.

-

Момент первый. Вчерашним (21 июня 2018) законом парламент должен был принять важную поправку к закону "Об Антикоррупционном суде". К тому, изначальному.

Фабула простая. Поправки, за которые депутаты не голосовали, появились в опубликованной версии закона. Администрация президента назвала это ошибкой. Это не ошибка – это намеренное желание исказить работу Антикоррупционного суда. Каким образом? Чтобы решения АКС могли быть обжалованы в Верховном суде.

Не является секретом, что Верховный суд контролируется лично замглавы Администрации президента Алексеем Филатовым. Который, скорее всего, в случае непрохождения Петра Порошенко на второй срок, сам будет рад стать судьей Верховного суда – с пожизненным статусом)))

Поэтому, естественно, активисты требовали пересмотра этой "ошибки". И Администрация обещала эту правку убрать – чтобы кассацию делать в сам Антикоррупционный суд.

Да, с юридической точки зрения обжаловать решения антикоррупционного судьи у самого антикоррупционного судьи – это нонсенс и неправильно. Но в условиях Украины мы говорим о другом – что Антикоррупционный суд должен быть выведен из-под влияния коллективного Филатова.

Выполнила ли Администрация президента свое обещание – посмотрим.

Может быть, и нет. Наблюдаем.

Читайте также: Парламент принял закон о создании Высшего антикоррупционного суда

Момент второй и главный. Сразу после его принятия начнется процесс отбора судей. Но как?

Мы наивно думаем, что судей назначат так: половину дадут активисты, половину – президент.

На самом деле, механизм формирования самого состава суда очень мудреный.

Вот две технологии, при помощи которых власть может размыть эффективность Антикоррупционного суда.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРВАЯ. ПЕРВЫЙ КОНКУРС ПРОХОДИТ ЧЕСТНО, ДАЛЬШЕ НЕМНОГО ЧЕСТНЫХ СУДЕЙ РАЗМЫВАЮТСЯ МНОГИМИ ПОДКОНТРОЛЬНЫМИ

В законе обозначено, что Антикоррупционном суде будет минимум 35 судей.

Но нет верхней планки. Это означает, что количество судей регулируется количеством денег, которые выделены из бюджета.

Условно, если есть 100 миллионов, то мы ставим 35 судей.

Если есть 500 миллионов – то можем уже 120 судей.

Это – возможная схема для дальнейшего контроля. Выглядеть это может так. Первый конкурс пройдет честно, открыто и красиво – без проблем. На нем отберут 35 лучших судей под присмотром международных экспертов.

А дальше начнется другой процесс. Далеко не каждое дело, которое ведет НАБУ, будет выигрышным. Бюро делает очень много политических провокаций, которые носят скорее имиджевый характер. В этом, собственно, лежит одна из причин вечного конфликта между НАБУ и САП. НАБУ приносит в САП дела, которые процессуально плохо "сшиты". И в Антикоррупционном суде начнутся проигрыши.

Дальше начнется классический процесс репутационного перемалывания. Власть с удовольствием разгонит новости о том, что Антикоррупционный суд неэффективен. Внимание общества и международных экспертов ослабнет, и тут наступит удобный момент для тихой революции.

Антикоррупционному суду увеличат финансирование – и добавят в него судей, уже подконтрольных власти. Механизмы контроля уже отточены через ВККС и Высшую Раду правосудия (ВРП), на основе этого механизма Верховный суд сформирован из лояльных власти судей. В общем, классика жанра.

ТЕХНОЛОГИЯ ВТОРАЯ. СБИВАНИЕ ЧЕСТНЫХ СУДЕЙ ЧЕРЕЗ КВАЛИФИКАЦИОННОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.

Недавно Громадська Рада Доброчесності выступила с серией заявлений. Общая суть этих заявлений – в том, что власть взяла механизм квалификационного оценивания судей под свой контроль.

[URL=https://grd.gov.ua/news/184/chomu-kvalifikatsiyne-otsiniuvannia-ne-ie-uspishnym]https://grd.gov.ua/news/184/chomu-kvalifikatsiyne-otsiniuvannia-ne-ie-uspishnym

[/URL]

Даже главный координатор Верховного Суда Богдан Львов был признан недоброчесним – но прошел! Сегодня он замглавы ВС.

Михаил Смокович также прошел через жернова квалификационного отбора. Сейчас он глава Кассационного административного суда, который призван рассматривать все иски к власти.

http://chesnosud.org/news/nedobrochesni-majbutni-suddi-verhovnogo-sudu/

Но квалификационный отбор может использоваться как репрессивный инструмент. В конце 2017 года его применяли к сотням судей, которые были назначены еще до победы Евромайдана. Поэтому он доказал свою эффективность.

Но с той же эффективностью он может сработать и против судей Антикоррупционного суда.

Если вы не знаете, отбирать судей в Антикоррупционный суд призвана Высшая квалификационная комиссия судей – сокращенно ВККС.

Читайте также: Atlantic Council: Изменит ли что-то новый антикоррупционный суд?

Это комиссия, которая последние два года проводит отбор судей в реформируемые суды. В частности, нашумевший отбор в Верховный суд и местные суды.

Как мы знаем, переквалификацию судей можно проводить хоть каждый месяц. Каждую неделю. Потому что закон не установил никакой максимальной планки.

Квалификационное оценивание зарекомендовал себя как отличный репрессивный инструмент. Его принимают за чистую монету европейцы, которые не понимают украинских реалий и нашу способность извратить любую светлую идею.

Чтобы репрессивный механизм работал, власти нужно лишь контролировать ВККС. Что сейчас и реализовано. И уже отработано на выборе судей Верховного суда и местных судов.

Вот почему нардеп Леонид Емец, который сам не прошел жернова ВККС, наставает на смене состава комиссии. Как никто другой, он понимает иезуитскую мощность машины контроля над судами

https://www.rbc.ua/rus/news/nardepy-predlozhat-parlamentu-obnovit-sostav-1529593496.html

Теперь как может выглядеть "сбивание" порядочных судей Антикоррупционного суда. ВККС назначает квалификационное оценивание конкретного судьи – например, им поступила жалоба на плохое проведение судебного заседания. Судья обязан пройти эту проверку, но по странному стечению обстоятельств не проходит. Либо проходит, но уже при определенных условиях, которые делают его тотально зависимым от власти.

Такую операцию, при желании, можно провести за две недели. Представляете перспективы?

ТЕХНОЛОГИЯ ТРЕТЬЯ. КОНТРОЛЬ НАД ГРОМАДСЬКОЮ РАДОЮ МІЖНАРОДНИХ ЕКСПЕРТІВ.

Что это вообще такое?

Нам кажется, что конкурс по отбору судей будет проводить Громадська рада міжнародних експертів (ГРМЕ). Как декларируют первые лица Украины, создавать эту Раду будут международные эксперты.

А дальше она выполнит ту же функцию, что и Громадська Ради Доброчесності. Она проверит законность происхождения имущества кандидатов в судьи. Уровень жизни, соответствуют ли дома и машины получаемым доходам. Например, если кандидат не платит столько налогов, на сколько он живет, – он имеет право баллотироваться в судьи Антикоррупционного суда, но с высокой вероятностью будет забанен.

По сути, это функция контроля общественности за Антикоррупционным судом.

А теперь – уязвимая точка ГРМЕ. Это – "международные доноры, с которыми сотрудничает Украина".

Понятие "донора" чрезвычайно размыто. Своих кандидатов могут давать и международные структуры (ООН, правительства, посольства), и частные институты (как, например, доноры Фонда "Відродження"). Каждый дает минимум двух представителей, но максимум – неограниченно.

А теперь – как можно манипулировать. Представьте, ООН дает двоих. "Відродження" – пятерых. Transparency International – троих.

А власть находит лояльных доноров. А те – дадут своих кандидатов. Таких кандидатов может быть 10. 20. 40. Сколько угодно!

Задачу облегчает то, что кандидаты не сдают ни анкеты, ни досье. Они не должны проходить полиграф. Не должны иметь чистую финансовую историю.

Дальше – внимание. В состав ГРМЕ нужно отобрать всего 6 человек. Шесть!

Отбор делает ВККС.

Но порядка отбора – не существует. Более того, закон его и не требует.

То есть, ВККС может отбирать членов ГРМЕ точно так же, как она отбирала судей. То есть – цитата – "по внутренним убеждениям".

Итого: мы не знаем, кто пройдет в состав ГРМЕ. Может, туда пройдет уголовник или фигурант коррупционного скандала! Например, Борислав Розенблат или Роман Насиров.

В итоге – размывание голосов внутри ГРМЕ на абсолютно законных условиях.

Пример такой манипуляции – назначение Павла Жебривского на должность аудитора НАБУ. Другой пример – пожилой Владимир Василенко, отец члена ВККС Андрея Василенко, который стал аудитором НАБУ.

Дальше – формируется нужный власти состав ГРМЕ.

Думаете, это просто фантазии?

Вашему вниманию представляем Громадську організацію "ГРОМАДСЬКА РАДА МІЖНАРОДНИХ ЕКСПЕРТІВ".

Создана в январе 2018 года. Как раз в это время в Администрации президента пишется законопроект "Об Антикоррупционном суде" с ТОЛЬКО ИМ ИЗВЕСТНЫМИ НАЗВАНИЯМИ И ФОРМУЛАМИ.

И тут – совершенно случайно – создается ГО ровно с тем же названием, которое зафиксировано в законе "Об Антикоррупционном суде". Учредитель – адвокат Ярослав Владимирович Яценко. Странное совпадение с отчеством и фамилией народного депутата Антона Владимировича Яценко.

Если Громадська рада міжнародних експертів (ГРМЕ) решит зарегистрироваться, предоставить свой вывод или решение, то указанное выше ГО сможет запросто заблокировать любые ее инициативы. В том числе – и через суды, подконтрольные Администрации президента.

Шах и мат.

Підписуйся на сторінки UAINFO у FacebookTwitter і Telegram

Сергій ЛЯМЕЦЬ


Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter

Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки

Інші новини по темі

Правила коментування ! »  
Комментарии для сайта Cackle

Новини