Почему нельзя укреплять гривну
На днях в СМИ появился материал с обвинениями некоторых украинских банкиров в адрес новой главы Нацбанка госпожи Гонтаревой, что, мол, она искусственно и несправедливо удерживает в последнее время гривну от ревальвации.
Банкиры, в частности, заявили, что НБУ на межбанковском валютном рынке завышает курс покупки доллара в резервы – не давая рынку опуститься ниже отметки 11,7 грн/$1.
Так, согласно данным участников рынка, в минувший вторник регулятор купил на межбанке около $80 млн по курсу 11,7101 грн/$1 – якобы, выше котировок коммерческих банков, которые в тот день, по информации «Укрдилинга», покупали доллар по минимальному среднему курсу 11,65 грн/$1, при том как продавали по 11,75 грн/$1.
Неназванные банкиры обрушились с критикой на Нацбанк за то, что такими действиями тот не дает опуститься курсу гривны, искусственно его девальвируя. При этом, якобы, без каких-либо на то экономических оснований.
«Когда гривна девальвировала, НБУ на рынок не выходил. Теперь же, когда начался откат и укрепление гривны, чего так ждут гривневые вкладчики и валютные заемщики, Нацбанк целенаправленно идет на удержание курса на завышенном уровне путем ограничения на свободную продажу крупных объемов валюты», – обвинил руководителей НБУ один из, опять таки, скрывающих свое имя казначеев. http://news.finance.ua/ru/~/2/0/all/2014/07/18/330276
В связи с чем хочу сказать, что совершенно неслучайно эти, критикующие Нацбанк, банкиры не хотят представляться. Поскольку их доводы не выдерживают элементарной критики, а коль скоро они их таки приводят, то, значит, эти банкиры ничего абсолютно не смыслят в экономике.
Я утверждаю, что ревальвировать сейчас гривну, воспользовавшись временно сложившимся на межбанке превышением предложения валюты над спросом, было бы категорически неправильно — неразумно и вредно! Привожу аргументы.
Во-первых, в июне, когда Нацбанк вообще ни разу не выходил на межбанк и когда курс продержался на межбанке в диапазоне 11,8-12 грн/$1 (на продаже), золотовалютные резервы сократились — на $404,4 млн. Так с каких же таких соображений позволять сейчас курсу опускаться до 11,65 грн/$1 (и ниже)? Тем более, что в мае, когда курс на межбанке был в среднем еще немного выше, чем в июне, Нацбанку довелось потратить в виде интервенций $574 млн?
Во-вторых, в апреле, когда курс переваливал за 13 грн/$1 и даже однажды почти подобрался до отметки 14 грн/$1, позитивное сальдо внешней торговли товарами достигло $425,8 млн. Но вот уже в мае, когда курс «утихомирился» на уровне около 12 грн/$1, торговый профицит снизился до $182,7 млн. И что, опустим сейчас курс доллара еще ниже — до 11 или вообще до 10, чтобы сальдо внешней торговли быстренько снова ушло в отрицательную зону? Где оно «славно» пребывало из-за переоцененной гривны с 2005 года по февраль 2014 года?..
В-третьих, «возмущенные» банкиры, случайно, не забыли, что на 1 июля наши ЗВР составляли всего $17,083 млрд? Тогда как по общепринятым нормативам безопасности они должны быть не менее трехмесячного импорта, что для Украины составляет $22-25 млрд?
К тому же, в-четвертых, в курсе ли эти неназванные финансисты, что Украина должна за уже поставленный газ Москве $3,5-5 млрд — в зависимости от цены, из-за спора о которой этот долг и не был своевременно погашен? А если в будущем стороны договорятся о возобновлении поставок российского газа в Украину (что возможно), и нам придется выплатить указанный долг, то ликвидных валютных резервов в составе наших ЗВР снова не останется вообще? Как это случилось в начале нынешнего года, из-за чего и произошел обвал гривны?
Вообще, в-пятых, слышали ли эти банкиры, что Россия уже остановила почти весь украинский экспорт в свою страну, а быстро найти новые адреса поставок у наших производителей вряд ли получится? Из-за чего приток валюты в Украину будет на ближайшую перспективу и дальше быстро сокращаться?
А про войну на Донбассе они не «забыли»? И, в том числе связанное с ней сворачивание там производства? Это — в шестых. И не представляют себе, что возможен даже сценарий, когда экспорт из Донецкой и Луганской областей полностью станет? Со всеми вытекающими последствиями для торгового баланса, текущего счета и платежного баланса?
Наконец, в-седьмых, если просчитать по паритету инфляционного обесценивания гривны и доллара по индексу потребительских цен или индексу-дефлятору за период, например, с 2004 года, когда сальдо внешней торговли у нас было положительным в последний раз, то курс должен быть сегодня на уровне 12-15 грн/$1. При этом любому грамотному экономисту (но далеко не всякому банкиру) понятно, что для экономики государства лучше недооцененная нацвалюта, чем переоцененная. Именно благодаря, в первую очередь, слабости юаня Китай демонстрирует в последние десятилетия стремительный экономический рост. Многие другие страны также умышленно стараются девальвировать свои валюты во благо экономик — как, например, недавно это сделала Япония.
Глава НБУ Гонтарева в пятницу дала ответ банкирам-критиканам. “Нацбанк будет продолжать пополнять валютные резервы, и мы будем выходить на валютный рынок Украины с этой целью”, — заявила она в ходе совместной пресс-конференции по итогам работы миссии Международного валютного фонда (МВФ). То есть, МВФ тоже считает такое поведение Нацбанка правильным. http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2014/07/18/330317
Конечно, это совершенно справедливое решение в нынешних условиях. Я бы даже немного покритиковал госпожу Гонтареву за то, что она решила выходить на межбанк с покупкой доллара по курсу 11,71 грн/$1, тогда как следовало не опускать курс ниже 12 грн/$1.
А вот предыдущий глава НБУ господин Кубив как-то озвучил очень разумное намерение, что в будущем стоило бы проводить регулярную плавную (небыструю) девальвацию гривны — вдогонку за инфляцией. Я с ним полностью согласен в этом вопросе.
Действительно, пора, наконец, уже перестать наступать на одни и те же грабли. Все периоды длительного удержания стабильного курса гривны к доллару на фоне высокой украинской инфляции (по сравнению с инфляцией в США и ЕС), что приводило, естественно, к утрате ценовой конкурентоспособности украинского товаропроизводителя, неизбежно и логично заканчивались обвалами гривны. Так было в 1998, 2008 и 2014 годах. И если сейчас Нацбанк снова примется долго удерживать гривну на уровне, скажем, около 12 грн/$1, воспользовавшись ситуативно благоприятной ситуацией с крупными поступлениями валюты от МВФ, Всемирного банка, США, ЕС и т. д., то через какое-то время грянет очередной обвал — до курса, возможно, 20 грн/$1.
Поэтому руководству Нацбанка и правительства было бы разумно выработать четкую политику в этом вопросе, и сообщить о ней финансистам, бизнесу и населению. Рассказать, в частности, что для того, дабы впредь больше никогда не было обвалов гривны и чтобы не страдала, а выигрывала экономика Украины, наша нацвалюта теперь будет как минимум в среднесрочной перспективе (до тех пор, пока годовая инфляция в Украине не опустится и не зафиксируется на уровне не выше 2-4%) постоянно плавно девальвировать. К концу 2014 года, скажем, до курса 12,5 грн/$1, к концу 2015 года — до 13,5 грн/$1, к концу 2016 года — до 14 грн/$1 и т. д.
Это, кстати, позволит, кроме всего прочего, раз и навсегда закрыть больную проблему большой разницы реальной доходности по валютным и гривневым депозитам при значительном отличии ставок по ним, которую мы имели в периоды стабильного курса нацвалюты.
Повідомити про помилку - Виділіть орфографічну помилку мишею і натисніть Ctrl + Enter
Сподобався матеріал? Сміливо поділися
ним в соцмережах через ці кнопки